Геза фон Неменьи «Священные руны. Магические символы Севера» (Феху)

on

Руна Феу
Согласно всем рунным песням, эта руна означает скот, а тем самым также богатство, деньги, золото и имущество. До наших дней в английском языке сохранилось слово «fee», означающее «взнос, плату». Богатство, конечно, могло сделаться причиной ссоры, как о том говорится в рунных песнях, однако оно же и помогало уладить конфликт или справиться с нуждой, как сказано в эддической песне Одина, ибо многие споры улаживались с помощью денег. В нордическом алфавите эта руна связывается также с богом Ингви-Фрейром. В Младшей Эдде Фрейр выступает как «arguð og fegjafi», что значит «бог урожая и податель fe (т.е. денег)», тем более, что его собственная руна, Ингвас, к тому времени уже выпала из алфавита. Да и имя его начинается с той же буквы, что имя руны: «f».

До индогерманского передвижения согласных эта руна, возможно, называлась «*vayu» и обозначала бога ветра (инд. «vata»), божественное дыхание жизни, нисходящее с небес на землю. Бог ветра же есть не кто иной, как Один-Водан, то есть первая руна оказывается посвящена богу-отцу. Повернутая на 90 градусов, она становится похожа на птицу или крыло как сим-вол ветра, то есть, возможно, и на ворона (см. рис.). Впрочем, в ней можно увидеть и стилизованное изображение дерева (например, ясеня), гнущегося под ветром, которое час-то встречается в шведских наскальных рисунках ..Одр. Да и древневерхненемецкое «fereheih» тоже означало «дерево».

pIDPEtuOhoE

Языковеды возводят немецкое слово «Vieh» (скот) к индогерманскому «*peku» (мелкий рогатый скот, шерстонос, баран) и «*реk» (выщипывать, трепать шерсть или волосы), переносное же значение, «деньги» (лат. pecunia), возникло лишь позже, когда владение скотом начали приравнивать к богатству. От того же корня происходят германские «feum» и «feudum» (феод, ленное владение) и «feudal» (богатый).

В годичном круге эта руна посвящена Фрейе и знаменует собой месяц Фрер, однако Фрейе всегда сопутствует ее супруг, бог Одр. Одр же соответствует Хёдру и Хёниру, темным аспектам Одина. Оба божественных имени, Один и Одр, равно как и имя волшебного напитка — Одрёрир («Озверин»), — восходят к одному и тому же корню, который расшифровывается как «гнев, встав, возбуждение, раж». Слово «гнев» в старину означало величайшее возбуждение, страсть, поэтическое озарение, высокое знание, мудрость. В переводе с древненордического «Одр» также может означать стихосложение, поэзию. В языковом плане ему родственны латинское vates (видящий), древнеирландское «faith» (поэт) и древнеиндийское «api-vata-jati» (пробуждающий духовность, дающий понимание). Вполне возможно, что англосаксонское «reorh» и древневерхненемецкое «ferh» — «жизнь» также находятся в родстве с этим корнем. Таким образом, соотнесение этой руны с богом Одином (на юге Германии — Волан) и/или Одром представляется вполне правомерным.

В младшем, нордическом футарке эта руна соотносится с богом богатства и плодородия Фрейром, олицетворяющим также солнечный свет или солнце, которому в древнем футарке посвящена совсем другая руна. В одной из магических баллад Эдды эта руна называется «несрезанный колос», то есть на севере в ней видели олицетворение колоса ржи. Рожь же всегда служила символом роста и плодородия, которыми опять-таки заведует Фрейр.

paWr9KTxB8g

Однако и Один тоже имеет отношение к вызреванию злаков, ибо его еще в начале XX века поминали на праздниках урожая, посвящая ему или его коню последний сноп. Ведь всякий рост обязан своим существованием любви между солнечным или небесным богом и богиней земли.

Значение этой руны как «богатство» объясняется в сохранившихся памятниках очень подробно. Если перейти от ее экзотерического значения к эзотерическому, то она будет означать духовное богатство, склад духа, что вполне согласуется с образом Одина как бога знания, которого римляне сопоставляли с Меркурием. По форме руна напоминает ворона, а у Одина, как известно, было два ворона, которые летали по всему свету и сообщали последние вести. Звали их Хугин и Мунин, и они олицетворяют силу мысли и ее передачу на расстоянии (телепатию). Первоначально Один-Водан был богом бурь и мертвецов, поэтому ворон, питающийся падалью, и стал его атрибутом. В эзотерическом же смысле ветер» приобрел значение всеоживляющего, животворного божественного дыхания или духа (древненордич. «ond»).

Если в Норманнском азбуковнике говорится «фе впереди», то только потому, что высшее божество положено упоминать первым. Сравни с русским языком, в котором имя «Один» и ныне означает единицу, «один», он же «первый».

Приведем еще несколько понятий, подходящих к значению этой руны по аллитерации: Vieh, Fahrhabe, Fiplnir (Oðinn), Vater, Furst, Freyr, Friede, Freude, freudig, Freiheit, Frohsinn, fullen, viel. (По-русски слона будут другие, но принцип тот же самый, например: фавн, фагот, фабрика, факел, факт, фаллос, фантастика, фарватер, фасад, фейерверк, ферма, фея, фига (смоква). Этот принцип можно применять ко всем рунам – пр. ред.).

Реклама

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s