Каши для Макоши

on

478uygfh4-min

Через три недели после зимнего солнцестояния —  отмечали праздник Макоши как Повивальной бабки. празднование длилось неделю. Первый день был посвящен Макоши Рано утром к повитухе идут женщины чьи дети в возрасте от одного до трех лет, несут с собой котелки с родниковой водой или из крынычки и рушныки, Под яблоней, или просто плодовым моют руки сливая, повивальной бабке, а она старается при этом поднять побольше брызг и повыше), что бы ребенок был здоровым и скакал как козленок) и прыгал и скакал как козленок), жеребенок. Если женщина пришла с ребенком, бабка повязывала ему на руку монетку, или фигурку лошадки перевитыми красной и белой нитями. Рушнык дарили накинув бабке на правое плечо. Также дарили ткани, полотно, не давая в руки а набрасывая на плечо. Бабка дарила в ответ носочки и детские рубашечки. В этот день все женщины собираются на обед к повивальной бабке. Каждая приносит с собой вино, ракию, вареную курицу и обрядовый хлеб и при входе в дом целует хозяйке руку.Бабкам приносили свежеиспеченные пироги, медовуху или домашнее пиво и наливки, сало или мясо на щи и муку для блинов. Такие подарки символизировали достаток и должны были призвать в дом повитухи богатство.

За столом все веселятся, шутят, разговоры почти всегда исполнены сексуальным подтекстом. Сама повивальная бабка иногда проводит ритуалы, которые должны помочь женщинам иметь больше детей. Повитуха варила пшенную кашу для рожаниц- тех кто родил в этом году. Этому блюду отводилась важная роль в обрядовых действах. Например, чтобы предупредить низкорослость ребенка, бабка поднимала горшок с кашей,над головой малыша, приговаривая: «Расти высоко-высоко». Чтобы малыш поскорее встал на ноги, старшим детям тоже вручался горшок с кашей: её полагалось съесть на улице за порогом, а в пустой горшок посадить петуха или курицу (соответственно полу новорожденного).Если ребенок долго не ходил ему запутывали ножки конопляной куделью и Бабка ее разрезала, при этом две его родные бабки должны были за ручки быстро вывести его за порог, похожий я встречала и у казахов, Если ребенок рос слабым его проводили под семью стоящими бабушками (между ног) его семьи. Очень древний и сакральный ритуал.

Во второй день первый раз стригли волосы на макушке детям, а в память умерших ставили Роду и Рожаницам особую трапезу. Пекли «коровайчики», а детишки бегали толпой  по домам собирая в общий мешок угощения, что бы потом съесть их всем вместе:«Подайте коровку, маслену головку, на поду печену, коровку золочену!». И в ребячий короб от всякого дома выносили и большухи- старшие невестки , и девицы-невесты- обрядовую выпечку похожую на коровку —  коровайчики. А ребятишки подзадоривали: «Ты, хозяюшка, подай! Ты, отрадушка, подай! Подавай — не ломай! Отломишь немножко — будет Ермошка. Отломишь горбушку — будет Андрюшка. А подашь середину — быть свадьбе!».Ладе,Велесу и Марене были посвящены следующие дни.Пироги были с разной начинкой, по дням недели.

На это застолье к Повивальной бабке мужчинам вход воспрещен, но в определенный момент они являются в дом старухи, переодетые волами с рогами с заранее приготовленной бадьей или тележкой, забирают старуху, заталкивают ее в бадью или сажают на тележку и везут ее на реку, где купают в воде. Это обрядовое купание повивальной бабки делается для того, чтобы в новом году она была здоровой и сильной.
Праздник заканчивается вечером весельем и танцами на площади.А ночью приходят женщины у которых нет детей, еще или долго. Этот обряд входил в круг обрядов Бабьих каш. Кашу варили из пшена, принесенного женщинами из своих домов, но в горшках специально предназначенных для этого бабкой. Каждая варила свою кашу, и на нее загадывалось желание. Каша должна быть густой. горшок переворачивают на рушнык и разбивают толокушкой от ступы, которой толкут пшено для цыплят, это должен быть один удар и горшок должен распасться.

В отличие от обычной «бабкина каша» была «богатой», то есть скоромной: сытной и очень вкусной. По крайней мере, для нее не скупились на такие добавки, как молоко, сливки, масло, яйца. Готовую кашу украшали маком, ягодами, орехами, половинками яиц, запекали в ней курицу или петушка в зависимости от того, родилась в семье девочка или мальчик.Символика петуха, курицы, цыплят всегда имела отношение к семье. Жаренная, вареная, живая птица всегда связана со свадебными и около свадебными обрядами.

Реклама

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s