Погребальный обряд кетов

on

Погребение покойного у кетов сопровождалось комплексом религиозных обычаев и обрядов, осмыслявшихся верованиями, связанными с самим умершим, его отношением к живым людям, представлениями о смерти, загробном мире и т. д. Эти представления в определенной степени обусловливали и различные приемы обращения с телом умершего, способы захоронения, ориентацию погребения и т. д. Жизнь и смерть человека кеты ставили в зависимость от состояния некоей жизненной субстанции, которую условно можно назвать душой.

Верования о душе выступают в неопределенной, подчас противоречивой форме, что объясняется сложностью формирования представлений, переплетением разновременных по происхождению верований (дошаманскйх, шаманских и появившихся под влиянием христианства) и т. п. Душа человека, т. е. то, что отличало его от мертвого, выступает у кетов в семи категориях. Но только о трех из них :атпэд, ул’ве ( русск. ульвей) и контоил* (русск. конторль) имеются некоторые сведения.

Главной душой кеты считали атпэд. Атпэд незрима, но если во сне видели отсутствующего человека, считали, что явилась его атпэд (это было предзнаменованием скорого появления отсутствующего и добрым признаком его долголетия). Атпэд связывали с одаждой человека. Очевидно, поэтому умерших родственников (дангольс) олицетворяла одежда. Ульвей, по представлениям кетов, можно видеть: это тень человека, его отражение в воде, в зрачке другого человека и т. д. Самая неопределенная категория — конторль. Иногда она выступает как обобщенное понятие души (атпэд и ульвей можно назвать конторль), иногда равнозначна понятию «кости», «скелет» человека. Совокупность имеющихся у человека душ называли кедатпэд. Душа могла находиться в самом человеке и вне его (отделялась с дыханием).

При болезни человека его душа попадала в страну смерти, в ведение Хоседам. Чтобы этого не случилось, дверь жилища, где находился тяжело больной, старались все время держать закрытой (тщательно закрывали и дымовое отверстие), и задачей шамана, лечившего человека, было отыскать и вернуть главную душу — атпэд. Если удавалось возвратить больному только ульвей, он продолжал болеть и мог умереть. После смерти человека, по представлениям кетов, душа-ульвей сначала семь дней жила в чуме умершего, а потом в течение семи лет бродила по местам прежнего жительства и собирала его волосы. (это похоже на блуждание детской души-потерчаты в украинской мифологии в поисках человека , который бы ее окрестил)

Покойник находился в своем жилище до трех дней. О смерти человека можно было сразу узнать, так как его нарты ставили передком на запад (обычно, подъехав к жилищу, нарты поворачивали на восточную сторону). Умершего обмывали, одевали в лучшую одежду, причем полки распашной одежды запахивали на правую сторону (в то время как для одежды кетов характерен запах полок на левую сторону). На рукавах, полках одежды, носках обуви ножом делали разрезы, спарывали пуговицы. Лицо закрывали распущенными волосами (мужчины, как и женщины, носили длинные волосы) или покрывали платком.(платок кидают и в Украине при встрече с потерчам) Весь этот обряд исполняли непременно представители иного рода, чем умерший. Покойник лежал слева от входа, головой к двери, т. е. на западную сторону.

Все время до похорон умершему ставили пищу, набивали табаком трубку. В день похорон одежду натягивали так, чтобы голова оказалась под проймой левого рукава, а полки сшивали. Хоронили обязательно днем. Перед выносом из жилища, по данным Б. О. Долгих, дети, прощаясь, перешагивали через ноги умершего справа налево. Выносили труп через дверь, ногами вперед. Дверь жилища при этом перегораживали поставленной наклонно палкой. Покойника протаскивали под палкой, а присутствующие перешагивали через нее (этим как бы разгораживали дорогу живых и мертвых), палку затем рубили. К месту захоронения покойного доставляли на нарте (зимой), лодке или несли на руках. По пути никто из участков похоронной процессии не должен, был оглядываться назад. Около могилы прежде всего разводили костер, «кормили» огонь, бросая в него кусочки пищи, табак, чаи. Огонь зажигали для того, чтобы умерший не приходил потом за ним к живым сородичам. Копали могилу (непременно с запада на восток), вытесывали доски и т. д. обычно люди из чужого рода.

Строго соблюдали ориентацию: покойника головой на восток. Исключение представляли захоронения детей в дупле деревьев. Около захоронения на деревьях развешивали одажда умершего, на могиле и около нее оставляли его личные вещи (лук, ружье, котел, чайник и т. д.), ставили передком на западную сторону нарты. Все оставленные предметы предварительно пор¬тили (пробивали дно в котле, отделяли приклад у ружья, рубили копылья нарт и т. д.). Некоторые мелкие предметы (чашки, блюдца, табакерки) укладывали непосредственно рядом с трупом (чаще всего в ногах) или бросали поверх покрытия гроба. На месте захоронения, как правило, поминок не устраивали. Оленные кеты около захоронения забивали личного оленя умершего. Мясо, шкуру, камусы раздавали всем присутствующим, кроме семьи умершего и его близких родственников.

На Курейке при похоронах разрубали левую половину туши оленя на семь частей и бросали их в сторону заката, куда, считалось, уходит человек. Остатки туши раздавали. Голову оленя отрезали и подвешивали на колу у могилы. Уходя от захоронения, не оглядывались. Последний в процессии должен был положить поперек тропинки палку, как бы преграждающую возвращение умершего к людям. Если последним шел человек из другого экзогамного подразделения, то палку можно было не класть, он сам своим присутствием выполнял ту же роль преграды. На возвращающихся с похорон оставшиеся в стойбище не имели права смотреть. В память умершего устраивали угощение. Прежде чем войти в жилище, участвовавшие в похоронах мыли руки, перешагивали с целью «очищения» через огонь (поджигали в чашке жир), окуривали себя зажженной берестой. По прошествии нескольких дней жилище, где умер человек, покидали, и семья откочевывала на новое место. Родственники умершего еще некоторое время в знак траура носили самую старую одежду со споротыми украшениями, вдова (бес’ссем) длительный срок ходила с расплетенными волосами.

Обычаи запрещали много плакать, звать умершего (иначе он становился «еретиком»). На места захоронений не ходили, если же случалось оказаться поблизости от них, то непременно разводили костер, «кормили» огонь, оставляли хлеб, сахар, табак и т. д. Отмеченные выше основные моменты погребального обряда были характерны для всех локальных групп. Комплексом этих обрядов сопровождались любые похороны, независимо от способа погребения. Исключение представляло только погребение грудных детей. Погребения шаманов отличались от обычных только тем, что их хоронили иногда поблизости от священных родовых мест (хо-лай), если же шаман умер очень далеко, к холай свозили и оставляли там (зарывали у комля лиственницы) только одежду шамана и другие его атрибуты. Бубен при этом продырявливали, а с одежды спарывали подвески (их сохраняли). На могиле шамана ставили на шестах изображения его духов в виде вырезанных из дерева птиц. Если считали, что шаман был плохим и «портил» людей, то ему старались вырыть как можно более глубокую могилу. К местам, где были захоронены шаманы, относились с особым страхом, тщательно избегали их. Утонувших хоронили отдельно, непременно на берегу (но не на возвышенном месте); их могилы размывало при разливах (кеты считали, что утопленник попал к хозяину реки — Уль-гысю). Верования кетов, связанные с погребальными обрядами, находят широкие аналогии в религиозных представлениях как сибирских, североамериканских, так и многих других народов мира.


Воздушное захоронение шамана


Детское захоронение в дупле дерева

 

источник: http://portal.krsnet.ru/razdels/fest/2007/web/kalinichenko/narod/obryd.htm

Реклама

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s