Wights и vaettir — тварюшки большие и маленькие

on
on

 

Вот и еще большой-пребольшой класс Существ. Точнее, во что превратились Существа в Англии, а во что — в Скандинавии.

Wight — архаическое английское слово, первоначально обозначавшее человека или «разумное существо» вообще. Оно происходит от англосаксонского whit — «существо, тварь», слова с тем же корнем, что и формы прошедшего времени глагола to be («быть») — was, were («был, были»).

С течением времени слово wight все чаще и чаще стало употребляться для обозначения сверхъестественных существ — как злых, так и добрых. В позднем англосаксонском языке позднего периода выражение unsele wiht служило для обозначения сверхъестественного существа вообще, а у Дж. Чосера в «Рассказе мельника» из «Кентерберийских рассказов» встречается выражение «I crouche thee from elves and from wightes» (букв. «Я крещу от тебя от эльфов и от wightes»), где под wightes подразумеваются некие опасные духи. Английский священник Роберт Керк в книге «Тайное содружество эльфов, фавнов и фей» (1691) сравнивает с «существами»-wights весь «маленький народец» в целом: в одном видении, которое он описывает, фэйри стекались со всех сторон, «like furious hardie wights» («словно свирепые бесстрашные существа»). В шотландском фольклоре различались seelie wichts и unseelie wichts (благие и нечестивые), и в этом контексте слово wicht выступало синонимом фэйри. Родственное слово в современном немецком — Wicht — означает «маленький человечек, карлик», а также «неприятная личность».

Сравнительно недавно слово wight приобрело более узкое значение: оно стало служить названием опасных сверхъестественных существ, чаще всего — ходячих мертвецов-полупризраков, сохранивших телесную оболочку и некоторую часть души или сознания (в этом значении его использовал Дж.Р.Р. Толкин в названии Barrow-Wight, букв. «тварь из кургана»). Иногда словом wight обозначается только душа умершего, возвратившаяся в тело, а не ходячий мертвец как таковой.

Исландское слово веттир (vættir), происходящее от того же германского корня, что и wight, исконно используется для обозначения обширного класса сверхъестественных существ — духов земли и моря. Иногда так именуют даже богов скандинавской мифологии. В скандинавском фольклоре присутствует класс существ, во многом подобных древнескандинавским веттир: в Швеции их называют väsen, в Дании — væsen, а в Норвегии — vetter. Все эти названия, как и английское wight, происходят от глагола «быть». Выделяется две основные разновидности веттир: морские — sjóvættir и наземные — landvættir.

В исландских сагах ландветтир в образах могучих животных или великанов предстают духами — защитниками страны. Четверо из них оберегают Исландию с четырех сторон: дракон на берегу Вопнафьорд (Оружейного фьорда) — с северо-востока, огромная птица на берегу Эйяфьорд (Островного фьорда) — с севера, бык на берегу Брейдафьорд (Широкого фьорда) — с запада, а человек-великан — с юга.
В «Саге об Олаве сыне Трюггве» повествуется о том, как ландветтир — духи земли — защитили Исландию от вторжения датчан. Датский конунг Харальд сын Горма «велел одному колдуну отправиться в чужом обличьи в Исландию на разведку и потом ему донести. Тот отправился в обличьи кита. Подплыв к Исландии, он отправился на запад и обогнул страну с севера. Он увидал, что все горы и холмы полны там духами страны, большими и малыми. А когда он проплывал мимо Оружейного Фьорда, он заплыл в него и хотел выйти на берег. Но тут вышел из долины огромный дракон и за ним — множество дышащих ядом змей, жаб и ящериц. Колдун поплыл прочь и направился на запад вдоль берега к Островному Фьорду. Но когда он заплыл в этот фьорд, навстречу ему вылетела птица, такая громадная, что крылья ее задевали горы по обоим берегам, а за ней — множество других птиц, больших и малых. Колдун поплыл оттуда прочь и направился сначала на запад, а затем, огибая страну, на юг к Широкому Фьорду и заплыл в него. Но тут навстречу ему вышел огромный бык и пошел вброд по морю со страшным ревом, а за ним шло множество духов страны. Колдун поплыл прочь и направился на юг, огибая Мыс Дымов, и хотел выйти на берег у Викарскейда. Но тут навстречу ему вышел великан в железной палицей в руке. Голова его была выше гор, и много других великанов шло за ним. Оттуда колдун поплыл вдоль берега на восток. Но там, как он сказал, нет ничего, кроме песчаных отмелей, и негде пристать, и сильный прибой, и море такое огромное между странами, что на боевых кораблях туда не переплыть. […] Конунг датчан повернул со своим войском на юг и поплыл вдоль берега в Данию, а Хакон ярл велел снова селиться по всей стране и больше не платить никаких податей конунгу датчан» (пер. М.И. Стеблина-Каменского).

В более поздних фольклорных представлениях ландветтир превращаются в маленький «скрытый народец» — huldufólk (в Южной Швеции — vättar, в Северной Швеции — vittra (мн.ч.), в Норвегии — huldrefólk), многие особенности которого восходят к древним представлениям о цвергах — подземных карликах. Ландветтир обитают как в усадьбах людей, так и в диких местностях. Внешне они похожи на людей и невероятно красивы, но ростом гораздо меньше человека. Одеваются чаще всего в серое, а живут под землей (отсюда их прозвище de underjordiske — «подземные»). У них есть собственный домашний скот — крошечный, но дающий очень много молока. Ландветтир способны становиться невидимыми и превращаться в животных (чаще всего в жаб). Взрослому человеку заметить их очень трудно, но детям это удается чаще.
Ландветтир — довольно опасные хтонические существа. Прежде чем вылить на землю горячую воду, крестьяне всегда предупреждали ландветтир — иначе те могли разгневаться и наслать болезнь на людей или скот или подстроить несчастный случай. Особенно опасным считается ильветте (illvätte): даже в хорошем настроении он постоянно проказничает, а если его разозлить, то причиняет много бед — убивает домашний скот и т.п. Однако не все ландветтир враждебны людям. В некоторых усадьбах обитают благожелательные томте (или ниссе), защищающие двор и дом от несчастий.
Чтобы не напугать и не оскорбить ландветтир, в старину мореплаватели, приближаясь к суше, на всякий случай снимали с носа корабля традиционное резное украшение в виде дракона. Даже в современной Исландии бригады дорожных строителей иногда прокладывают дорогу в обход валунов, под которыми обитают ландветтир.

Особую категорию хранителей земли составляют деревья-хранители. По скандинавским поверьям, очень старое дерево (обычно липа, ясень или вяз), растущий около дома, может превратиться в дерево-хранителя, защищающего дом от зла. Сорвать лист с такого дерева или сломать ветку означало нанести тяжкое оскорбление хозяевам дома. Иногда хозяева дома даже брали себе другую фамилию, связанную с породой дерева-хранителя (например, Linnæus, Lindelius, Almén — от названий липы и вяза). Считалось, что под корнями дерева-хранителя обитают местные ландветтир; им оставляли угощение, чтобы они защитили обитателей дома от болезней и неудач.

Материал взят тут : https://annablaze.livejournal.com/50007.html

Реклама

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s