Старуха Кайлех-Богиня жизни и смерти

on

GArFSFlwY_E

Кайлех,Калех (ирл. и гэльск. Cailleach, произносится: [ˈkalʲəx] в ирландском, [ˈkaʎəx] в гэльском) — в мифологии островных кельтов (в Ирландии, Шотландии на острове Мэн) — божественная колдунья, божество-творец и богиня погоды, а также прародительница других богов.

Кайлех описывается как древняя годами женщина с сине-серым лицом, обладающая невероятно острым зрением. Настолько острым, что может видеть на 20 миль перед собой так же ясно, как если бы смотрела на вытянутую перед собой руку. И это несмотря на то, что у нее лишь один глаз.

Слово Cailleach означает «старуха» или «колдунья» в современном ирландском и гэльском (шотландском кельтском)). Оно происходит от древнеирландского Caillech («скрытая за вуалью»), прилагательного, образованного от caille («вуаль»), древнего заимствования из латыни (pallium; обратите внимание на переход /p/ > /c/, происходящий в таких ранних заимствованиях.Ее имя, означающее «Та, что под покрывалом» («Сокрытая») либо «Та, что под капюшоном» (также с оттенком значения «Скрытая от глаз»), все еще используется  как обозначение старой женщины или карги-ведьмы.. Интересно, что ближайшее родственное слово — гэльское caileag — означает «молодая девушка». В современном ирландском языке от него происходят выражения cailleach feasa («знающая женщина», «гадалка») и cailleach phiseogach («колдунья», «чародейка»). Слово входит в гэльское Кайлах-дхуб (монахиня) и Кайлах-Ойдхке (сова)
Почему она из Бэра? Считается, что этот эпитет восходит к названию полуострова Беара на юго-западе Ирландии, места, с которым ассоциируется эта богиня. Однако профессор Геаройд О’Круалаойх (Gearóid Ó Crualaoich) считает, что рассматриваемый эпитет происходит от слова со значением «острый, пронзительный, враждебный» — bior(ach) или beur(ach) — и указывает на связь Калех с зимой и дикими местами. Так что можно говорить, как Старуха из Бэра, так и Старуха Бэра. Тем более, что в Шотландии она известна так же, под прозвищем – Бейра (Бхейра), королева зимы.
В народном ирландском и шотландском фольклоре она относится к тем, кого называют Хаг. Чаще всего это переводится на русский как «карга» или «ведьма», но ни тот, ни другой перевод не передает полностью смысл оригинала. Хаг — это особые пугающие и опасные персонажи низшей мифологии, напоминающие отдаленно славянских Мар или Бабу Ягу.
Известна она и под другими именами: Старуха Бэра, Старуха Урагайг,Старая Бэйнни Брик, («Старая женщина Пестрые Горы)Старуха Мор(«Великая Старая женщина») (Шотландия),Старуха Болюса Корга Дуи (Ирландия),Кайлах Гуэндэн Ни (остров Мэн)
В рассказе о чудесной коре Глас Гайвлен, имя Старухи Бирог
Еще известны её поименования – Буи (Буах)
Считалось так же, что её звали Дигди) — Дирри, так она названа в вышеупомянутой поэме «Сетования старой женщины»Гир -Карлинг
или просто Карлин (Нижняя Шотландия) –  имеет определенные отличия в происхождени.
Очевидно, о ней говорит Чосер в «Рассказе дамы из Бата», называя Мерзкой старухой  и Мильтон, называя Синяя тощая ведьма .

Имя Калех часто сопровождается постоянным эпитетом: Cailleach Bhéara(ch), Cailleach Bheur(ach), или его фонетическими вариантами. Считается, что этот эпитет восходит к названию полуострова Беара на юго-западе Ирландии, места, с которым ассоциируется эта богиня. Однако профессор Геаройд О’Круалаойх (Gearóid Ó Crualaoich) считает, что рассматриваемый эпитет происходит от слова со значением «острый, пронзительный, враждебный» — bior(ach) или beur(ach) — и указывает на связь Калех с зимой и дикими местами.

Многократно упоминают о ней народные сказки в работах Дж. Ф. Кэмпбелла и Дж. Г. Кэмпбелла, миссис У. Дж. Уотсон и ее отца Александра Кармайкла, миссис К. У. Грант и Дж. Г. Маккея, но самое полное обозрение на эту тему находится у Дональда Маккензи в «Шотландском фольклоре и народной жизни», где целая глава — «Шотландская Артемида» — посвящена изучению деятельности Каллиах Вер и различных сторон ее характера, в которой он находит поразительное сходство с примитивной формой греческой богини Артемиды.
Очевидно, что вера в Старуху распространена в области, где проживают гэльские народы – хайлендеры и Ирландцы, очень много заимствовавших от проживавших на Британских островах до кельтов народов, и наименее затронутая германским влиянием. В Шотландии её называют «Прародительница Кланов» и «Предок племен Калидонии». Легенды племен Каледонии говорят о” Призывателе ледяных гор», великой синей Старухе высокогорья, предолагая, что она была их защитницей в горах.

Каллаих Бхур – у шотландцев
Калли Бери – в Ульстере
Каллах ни Громах – на острове Мэн

Ирландская Старуха не так сильно связана с зимой и диким зверьем. Здесь она больше устроительница мира и матерь Гор, которые высыпались у неё из передника в виде камней. А так же богиня урожая. Калли Бери в Ульстере, превратилась из великой древней богини, повелевающей холодом, в обычную ведьму, пакостившую людям. Каллах ни Гроамах (Старуха из глуши) на острове Мэн, как и шотландская Каллиах дух погоды. Маккензи в «Шотландском фольклоре и народной жизни» приходит к выводу, что шотландская Каллиах древнее ирландской Кайлах. Среди Лоулендеров Штландии, а так же в Северной Англии больше распространена вера в Эльфану и Гир Карлинг. В этом образе сильнее чувствуется влияние англо-саксов и отчасти скандинавов. Существует вера в старуху во Французской Бретани, где её называют Гварк, и она повелевает Корриганами, маленьким волшебным народцем.

В народном ирландском и шотландском фольклоре она относится к тем, кого называют Хаг. Чаще всего это переводится на русский как «карга» или «ведьма», но ни тот, ни другой перевод не передает полностью смысл оригинала. Хаг — это особые пугающие и опасные персонажи низшей мифологии, напоминающие отдаленно славянских Мар или Бабу Ягу.

О Божестве, которое олицетворяют коридорные гробницы

Бесчисленные ирландские мифы рассказывают о том, как Кайлах построила огромные курганы, мегалиты и башни за одну ночь. Некоторые из них известны под названиями «однодневная работа».
Старуха очень избирательна, когда дело касается её дома. Для проживания она выбирает горы, скалы и мегалитические постройки. Её имя входит в топонимику Ирландии и Шотландии, что указывает на древность её культа и распространенность.
В Северной Ирландии (Графство Арма) есть гора Слив Гуллион (Slieve Gullion), которая считалась одним из мест обитания Кайлах. По легенде, если искупаться в озере на его склонах, то волосы человека, не зависимо от возраста, в миг поседеют на всю жизнь.


Вид на гору Слив Гуллион, на вершине имеется каирн, в котором проживала Старуха

Эта поверье связано с легендой о том, как Айне и её сестра Милукра искали легендарного героя Финна мак Кумхайл. Айне поклялась, что никогда не выйдет замуж за мужчину с седыми волосами, и тогда Милукра наложила заклятие на озеро на горе Слив Гуллион и обманом заставила героя искупаться в нем. Когда он вышел на берег, волосы его поседели. Люди Финна заставили Милукру дать ему восстанавливающее зелье из Рога изобилия, которым она владела. Но волоса героя так и не стали прежними. В некоторых вариантах этой сказки, Милукра прямо названа Кайлах. Маленькое озеро на горе носит название Лайтом Кайлах Бхир. На горе имеется так же каменный Каирн (аж две штуки, энеолитический и бронзового века), в народе известный, как «Дом Кайлах Бхир».

Чуть ниже, на холме есть уступ, который называют «Стул Кайлах Бхир». Местные жители в праздник Лугнасад (1 августа) поднимаются на гору, чтобы по очереди посидеть на это «Стуле».
Другой объект находится в графстве Мит на востоке Ирландии – это комплекс мегалитических гробницЛох-Крю (Loughcrew) на возвышенности Слив-на-Калли, что буквально переводится, как «Холм ведьм» (напомню, что Кайлах было нарицательным именем для ведьм).


Мегалитические гробницы Loughcrew в графстве Мит расположены на вершине Slieve na Calliagh и включают в себя бордюрный камень, известного как «стул ведьмы»

Его датируют концом III тысячелетия до н.э. Легенда утверждает, что он образовался из камней, высыпавшихся из передника Старухи.


800px-Slieve_Gullion.jpg
Резьба на камнях комплекса.

Место было культовым. Кроме спиралей и концентрических кругов, которые встречаются и в других гробницах этого периода, тут есть и растительные мотивы, и мотивы, которые ассоциируют с водой (дождем или морем), звездами, солнцем и луной, и даже элементы, сходные с Огамом. Гробница спроецирована таким образом, чтобы в день равноденствия лучи восходящего солнца проникали внутрь и освещали внутреннюю камеру, украшенную резными камнями. Один из камней комплекса напоминает собой кресло. Народ считает, что в этом «кресле» сидела Старуха, творя волшебство.
В графстве Голуэй известен утес Алинаклли («Утес ведьмы»), представляющий собой отвесный обрыв.
В графстве Клэр расположены Скалы Мохер, его визитная карточка. Самый южный из утесов носит имяCeann Cailli — «Голова ведьмы». Кстати здесь ей поклонялись под именем Бронах или Бренах («уродливая»).


Скалы Мохер

Упоминания о Каллиах Вер во множестве встречаются в географических названиях и местных поверьях в Шотландии.
Холм Бейн-на-Калех на острове Скай у западного побережья Шотландии считался одним из любимых мест обитания Старухи.
Чаще всего в Шотландии Кайлах связывают с горой Бен-Круахан (самая высокая в этом регионе) на западе Шотландии. Рассказывают, что Кайлах следила за источником на этой горе. Однажды, когда она заснула, утомившись, источник переполнился и хлынул в долину, образовав озер Лох-О (Loch Awe). Поздние источники называют её Кайлех-на-Круахан – Ведьма горы Бэн-Круахан.


Озеро Лох-О, созданное Кайлах

Каллиах так ужаснулась случившемуся по ее вине, что решила запечатлеть этот ужас на радость бесчисленному множеству существ и создала свою каменную копию — изваяние, являющееся одним из высочайших образцов изобразительного искусства, сравнимым с черным камнем Каабы.
В Пертшире (Центральная Шотландия) так же встречаются топонимы с именем Кайлах. Например, Глен Калех, неподалеку от Глен Лайона. По этой же долине протекает и речка Алт-на-Кайлах. В этой же долине существует небольшой хутор Тиг-на-Кайлех или Тиг-на-Бодах, где можно увидеть несколько камней со следами древней резьбы, выставленных у источника. Местная легенда утверждает, что эти камни изображают Кайлах, её мужа Бодаха и их детей. Сама местность известна благодаря ритуала связанному со Старухой. Когда-то она со всем своим многочисленным потомством нашла приют у местных жителей. И долина благоденствовала в те времена. Покидая жителей, Кайлах оставила им множество камешков с наказом выставлять их в Бельтэйн под солнце, а в Самхейн убирать их обратно. И тогда плодородие и изобилие не покинут долину. Самое интересное, что обычай соблюдается по сей день.


Тиг-на-Кайлех, судя по всему, источники и родники были святилищами Старухи, так же как у нас на Русском Севере

До недавних пор камни переносил местный егерь. Но даже после его смерти в 2000-х годах кто-то из местных жителей все равно два раза в год переставляет фигурки и подновляет домик.
Самым разным места считали домом Старухи, даже гору Бен-Невис, самую высокую вершину Британских островов, называли её «Горным троном».

Считается, что с гор и утесов, где обитает Старуха, спускаются бури с дождем и мокрым снегом, которые несут опустошение и разрушение землям. Расположенным снизу.

Исходя из всего, видна связь Старухи Кайлах с горами, камнями, скалами и утесами, а так же мегалитическими постройками древних народов Британских островов. Связь с камнями и мегалитами, указывает на образ древней богини, которой поклонялись еще создатели Мегалитов и потом кельты.

Кайлах сотворила этот мир. Об этом тоже говорят различные легенды. Однажды Старуха несла на спине огромную корзину, наполненную камнями и землей. Пока Старуха шла, земля и камни выпадали из щелей корзины. Там, где падала земля — возникали холмы, где камни — возникали скалы. Правда, в некоторых легендах говорят, что создала она не весь мир, а только Гебридские остров. Но вот озера и реки точно появились благодаря Старухе. Уже упоминалась легенда горы Бэн-Круахан о том, как появилось озеро Лох-О.

Мотив переполненного колодца характерен для мифов кельтов о создании ландшафта. Похожую историю можно найти в мифе о том, как богиня Боанн случайно создала реку Бойн в Ирландии. Кроме этого можно упомянуть знаменитое озеро Лох-Несс, в которое Кайлах (под именем Бейры) превратила свою нерадивую служанку Нессу.

Часто рассказывают легенду о том, что под ее присмотром находится источник познания, который она каждое утро заваливает гигантским камнем, чтобы воды источника не вышли из берегов и не затопили весь мир, и открывает источник ночью, чтобы луна и звезды освещали волшебную воду. В другом своем аспекте она была богиней рыбной ловли. Кайлах была также хранительницей источников и ручьев, хотя часто демоническое представление о «сохранении» было далеко от того, что вкладывает в это понятие современный исследователь аграрно-магических мотивов.

Табер Кайлах (Taber Cailleach, «родник старухи») в графстве Банффшир на северо-востоке Шотландии. Считалось, что этот родник приносит удачу и здоровье, если, испив воды, обойти его девять раз.

А по ночам, устав от творения, старуха любила отдыхать на горной вершине, и чтобы рядом был бьющий из-под земли источник.

Был у Старухи мощный артефакт друидический жезл –Slachdam — похожий на гигантский молот. Им она дробит горы. Удар посоха мог наслать проклятие, но мог и излечить. Вплоть до XVI века подобные посохи использовали в магических целях ирландские знахари. Однако, в отличие от знахарей, возможности посоха Кайлах были намного больше: с его помощью она могла обратить кого угодно в камень, наслать снег и бурю, создать на ровном месте гору или расколоть скалу.

Уже упоминалась так же другая особенность Старухи – её способность насылать погодные ненастья – сильный снег с дождем, штормы.

Нрав у неё был не из кротких – гневливый и бурный. Один чих её разносился на много миль. Шотландцы называют её «Старая жена Грома». В Шотландии есть представление о множестве Кайлах, котонные называются Кайлахан («Старух») и «Штормовые колдуньи». Так вот эти Старухи очень любили (и любят) устраивать весенние штормы в период, который так и называется А´Кайлах.

Приведу одну из сказок, которая хорошо раскрывает буйный нрав Старухи. Она пленила прекрасную девушку (возможно, эта девушка была Лето), в которую по всем законам жанра влюбился сын Кайлах. Выкрав возлюбленную из темницы матери, он ускакал вместе с ней на белой лошади. Разъяренная Старуха пустилась за ними в погоню, оседлав легконогого жеребца. Но сын Старухи не бросил свою невесту, которая боялась грозной матери своего возлюбленного. Тогда Старуха наслала на влюбленных страшную бурю, которая разметала их в разные стороны. Началась жуткая метель, а на море разыгрался сильнейший шторм, грозя смыть с лица земли все живое. Пришлось сыну вступить в сражение с матерью, чтобы в своей ярости она не уничтожила все живое. Битва закончилась победой сына, и Старуха вынуждена была отступить.

То есть помимо функции демиурга Кайлах так же была атмосферным грозным божеством.

Помимо непогоды, Кайлах ассоциировалась с зимой. Уже упоминала, что в Шотландии её так и называли Бейра Королева Зимы. Эдакая Снежная королева гэльского разлива.

На западе Шотландии верили, что зима начинается, когда Кайлах стирает свой огромный плащ в водовороте Корриврекан — одном из самых больших водоворотов в мире. Стирка занимает три дня, при этом грохот водоворота слышен на расстоянии больше 30 километров. Когда стирка окончена, плащ становится белым и чистым, как новый. А землю в это время покрывает первый снег. (Образ близкий другому узнаваемому персонажу – Прачка у ручья).


Водоворот Корриврекан, «стиральная машинка» Старухи.

Время её правления на земле от Самайна до Имболька (где-то до Белтейна), когда на небе восходит «Малое солнце». Ходит она мрачная по земле со своим посохом, в окружении диких зверей и холодных ветров, неся с собой смерть и увядание лесам и полям.

Цель старухи – продлить зиму, как можно дольше. Для этого в праздник Имбольк – 1 февраля, Старуха собирает хворост на ближайшие месяцы. Если день солнечный, то она насобирает много хвороста и зима еще не скоро кончится. Если день ненастный, метель бушует, то старуха спит, и не успеет насобирать хворост. И зима закончится быстро.

Период с 1 февраля по 1 мая считался «Переходом» власти от Кайлах к Бригите, что управляла теплым временем. В день Бригиты можно увидеть странную большую птицу, что таскает щепки в свое гнездо – это и есть Кайлах.

После того, как время ее правления на земле заканчивается, а это случается каждый Майский Канун, она забрасывает свой посох в куст терновника или боярышника входит большой стоячий камень (или превращается в него), в котором и будет пребывать, пока вновь не придет время Самайна. А камень этот остается холодным в самое жаркое лето. Множество камней под названием «Карлиновы камни» (Carlin stones) разбросаны по всей Шотландии.


Камень Карлин Мэгги. Говорят камень Карлин (Старуха) Мэгги – это ведьма, обращенная в него дьяволом, бросившим в неё молнию.

Камень Корга (Hag stone) Этот камень из деревни Данлоп известен так же под именем Стейн.

Камень Карлин или Карлин Крейгс, рядом с гольф-клубом Беннитон на окраине города Иглшем. Камень имеет чашевидные отверстия и петроглифы

В Альтагоре, графство Антрим, стоял камень, называемый Шанвен, «старуха». Люди считали его священным, оставляя там овес и масло. Одна история гласит, что каменщик, не знающий о способности камня, передвинул его для использования в качестве ворот. На следующее утро он вернулся на свое старое место. История Шанвена напоминает французские рассказы об удалении Черных дев и чудесном возвращении в их горные святилища. Ирландская народная память также относится к средневековой практике удаления идолов Шийла-на-гиг от колодцев и полей, чтобы включить их в дверные проемы и стены церквей, монастырей и замков.

Поклонение камням распространенное явление, по всему миру. В древности великие богини не редко олицетворялись с какими-нибудь камнями. ( отзвуки этого сохранились даже в мусульманствеЧёрный камень, аль-хаджар аль-асвад (араб.الحجر الأسود‎‎) — камень яйцевидной формы, вмонтированный в одну из стен Каабы. За пределами Каабы были и другие идолы, большинство из которых представляли собой бесформенные камни. Культ камней самый древний у первобытных племен и существовал также у финикийцев и ханаанеян. )

Афродита Киприда в своем храме в Пафосе, представала в образе черного конического камня, такой же представляли и Астарту, критскую Древесную богиню отождествляли с каменными бетилами, являющимися составными частями её культа. Стоит упомянуть камни-следовики и камни-чашевики на Русском Севере, их тоже связывали с богиней (считалось, что «следы» на камнях оставлены ножкой Богородицы).  После потопа по приказу Аллаха пророк Ибрахим (Авраам) вновь возвёл на этом месте здание Каабы. Согласно текстам, ему помогал Джабраил (Архангел Гавриил). Он принёс Ибрахиму камень, стоя на котором, он мог подниматься на любую высоту. Камень по сей день хранится рядом с Каабой внутри небольшого монумента Макам Ибрахима(стоянка Ибрахима). На камне остались отпечатки ступней Ибрахима.

По другим легендам, 1 февраля Кайлах не превращалась в камень, а отправляется на волшебный остров, где пьет из источника юности и становится прекрасной Бригид. Это остатки очень древнего представления о том, как Богиня из Своего аспекта Старухи переходит весной в аспект Девы.

Здесь нужно сделать небольшое отступление, касательно Вечной молодости Кайлах. Дело в том, что легенды говорят о ней как о старухе.

Согласно легенде, записанной Дональдом Маккензи, одна женщина как-то спросила у Кайлах, насколько та стара. «Я помню времена, когда скалы Скерривор были ячменными полями, а озера — крохотными родниками», — отвечала она.

В одной из ирландских саг ей задают вопрос: «Ты ли та старуха, что ела яблоки в начале всего сущего?» (яблоки символизировали бессмертие и считались пищей богов).

А сравнение «стара, как Килох Вэра» вошло в ирландские поговорки.

Но так же упоминаю её вечную юность и неспособность стареть. Едва она достигает определенного возраста старости, то подобно луне начинает вновь молодеть.

Дж. Ф. Кэмпбелл в своих «Популярных сказках Западной Шотландии» (т. III) рассказывает сказку о том, как в доме, где ночевали Фины, появилась отвратительная старуха и попросила погреться у огня. Финн и Ойсин отказали ей, а Диармед вступился за нее, а когда она забралась в его постель, не выгнал ее, только сложил одеяло между ними. После этого он «немало удивился», потому что она превратилась в прекраснейшую женщину, какую только видели мужчины. Существует удивительное сходство между этой сказкой и «Женитьбой Сира Гавейна» или «Рассказом дамы из Бата».

По преданию, Кайлах смогла постареть только после того, как сто лет носила монашеское покрывало, данное ей Куммине из Клонферта. (Напомню, что само имя Кайлах выводят от староирландского caille покрывало).

А Источник Юности, окунувшись в который Старуха Кайлах превращается в юную Бригит опять же напоминает семитскую Иштар и её кипрскую родственницу Афродиту, которые восстанавливали свою молодость, купаясь в водах своих священных источников (их жрицы поступали так же, восстанавливая свою девственность – молодость и  Исиду и Марену))

Старуха, становящаяся юной девой! Зимнее солнце Гианон. Противница Летнего солнца.  На первый взгляд Старуха и Дева-Невеста это два противоборствующих персонажа, но так ли это на самом деле. Ведь само имя Кайлах выводят из «Молодая девушка» и «Покрывало».  Например, Сулис в Бате, покровительствовала Источнику, который олицетворял собой портал в мир мертвых, а также могла покарать людей. Не такие уж они и солнышки! А если учесть тягу кельтов к утроению образа своих великих женских божеств, ту же Бригиту почитали тройственной богини, то не удивительно, что Старуха была составной частью образа Великой богини. Интересная деталь.Возле Киркхилл за Стюартоном несколько ферм носят названия Килбрайд. Документы из Шотландского Национального государственного Архива поясняют, что земли Килбрайд Каннингем возле Стюартона так же назывались «Земли Карлин»

Я не говорю, что конкретно Бригит и Кайлах одна и та же богиня, расслоившаяся с течением времени. Они разные по своему происхождению. Бригит – богиня кельтов, а Старуха относится к более древнему докельтскому слою. Но сути (истоки) этих богинь некогда были схожи. Просто с течением времени кельтское население взяли за основу Богини-Девы благостные солнечные характеристики своей Бригиты, а древнюю Кайлах, сделали олицетворением темной и пугающей стороны мира.

Люди, построившие мегалиты, вери ли в то, что смерть — это еще не конец,
есть шанс возродиться для новой жизни (в этом мире или ином). Но для этого требовалось провести обряд похорон в мегалитических гробницах с четким выполнением всех ритуалов. И, конечно же, нужно было заручиться поддержкой могущественной Богини Возрождения, что обитала здесь, среди Больших камней, бродя от гробницы к гробнице. С её лица, напоминающего хищную птицу, на бренный мир, который она сама же и создала, и она же определяла конец всякой живой твари, смотрели два круглых глаза, сверкающие подобно солнцу.

комплексы мегалитических гробниц Ирландии — Бру-на-Бойн и Лох-Крю имеют много общего :
— Оба расположены в Графстве Мит
— Построены в одно и то же время (и одним народом — культуры желобковой керамики)
— И относятся к одному и тому же типу коридорных гробниц.

Комплекс Лох-Крю прочно связан с образом Старухи Кайлех. Он расположен на возвышенности Слив-на-Калли, что переводится, как «Холм Ведьмы». И уже из названия возвышенности видно, что мегалитические гробницы посвящены Богине в её форме Старухи или Ведьмы.
Имя Кайлех здесь повсюду, ведь по легендам даже своим появлением Лох-Крю обязаны ей. Некогда она вознамерилась править всей Ирландией, а чтобы доказать свое право на это, Старуха решила четырьмя прыжками преодалеть все четыре вершины Слив-на-Калли. Ей бы это удалось, но на последнем прыжке она споткнулась и, упав, разбилась. Пока она прыгала из её передника выпали камни, и так возник комплекс Каирнов. (подобные легенды о возникновении дольменов рассказывают и в Северной Европе о Великаншах).

Таким же образом были построены и другие неолитические сооружение, комплекс легенд получил название «Однодневное строительство», поскольку сооружения строились за одну ночь.( однодневное разрушение храмового комплекса  возможно связано именно с этим мотивом — однодневностью  происходящего..пока солнце в небе, как и остановка солнца, …)

 

Лох-Крю считался и домом и могилой Старухи, а один из Каирнов, который обозначают буквой Т и еще называют Белым Каирном, так же известен, как «Каирн Хаг», то есть Каирн Старухи.
Возле него расположен камень, некогда бывший бордюрным (располагался в кольце камней, которые опоясывали гробницу), известный в народе, как  «Трон Старухи».

 

По легендам,  Старуха сидела на нем, смотря в небо, когда создавала этот мир. Ежегодно люди, из близлежащих деревень приходят к нему, чтобы посидеть там, и желания их сбываются. Особенно жаждут посидеть в нем женщины, которые хотят ребенка, ведь Старуха может поделиться с ними своим плодородным потенциалом.

В долине реки Бойн никто легенд о Старухе не рассказывает, но здесь есть свои героини. У каждого из трех великих круганов Бру-на-Бойн — есть своя легенда о Великой Богине (или просто легенда, связанная с могущественной женщиной).
Например, в самом известном — Ньюгрейндже (и самым поздним по возведению) проживала богиня Боанн, олицетворяющая  реку Бойн.


Курган Ньюгрейндж — местожительство богини Боанн и её семьи

 

Ирландское название Ньюгрейнджа  «Си-ан-Бру» — «Волшебное (от Сидов, местных фейри) жилище». Местные верили, что в момент межвременья, когда один год закончился, а другой только начался, Сиды (Ши) выходят наружу. Этот курган известен так же своим удивиьтельным явлением. В самую длинную ночь в году, солнце, проникая через отверстие над входом, освещает внутреннюю камеру.(врядли именно в ночь))
Первым обитателем Ньюгрейнджа был сильный маг-друид — Эалкмхар (Элькмар), который приходился супругом Боанн (или по другому её называют Этейн), принадлежащих к расе Таута-де-Даннон, божественных магов, у которых он был судьей. Предполагают, что его имя на самом деле эпитет к имени Нехтана или другое имя речного бога Нуады. Но важно то, что он был сильным магом, который внушал опасения даже самому богу Дагде, возжелавшему его супругу, прекрасную Боанн. Чтобы иметь к ней доступ, он выслал Эалкмхара по делам, а сам навестил Богиню. После их связи, Боанн зачала дитя, желая скрыть измену, Дагда задержал солнце на небесах на девять месяцев, и получилось так, что их ребенок родился в тот же день, что и был зачат. То есть, если Лох-Крю связан с мотивом однодневного строительства, Ньюгрейндж связан с мотивом рождения ребенка за один день. Этим ребенком был бог любви — Оэнгус.
После всех припятствий, Дагда вместе Боанн, которая отныне стала его женой, сам поселился в Ньюгрейндже. Когда Оэнгус вырос, он попросил у отца, его дом на один день и одну ночь, тот согласился. Но когда день подошел к концу, он заявил Дагде, что вся жизнь состоит из дня и ночи, поэтому он отдал ему Ньюгрейндж на всю жизнь. Так у кургана появился еще один хозяин.
Легенда о рождении Оэнгуса интересна тем, что имеет прямое отношение к происходящему в гробнице 21 декабря световому чуду. Ведь перед днем зимнего солнцестояния солнце «умирает», но с рассветом,  луч проходящий через проход в Чрево Богини Кургана оплодотворяет его, и светило возрождается. И все это происходит за один день, так же как был зачат и рожден сам Оэнгус.
Поздняя христианская легенда рассказывает о неком ребенке, который был рожден в середине зимы, он проводит три дня в каменной могиле и возраждается к жизни. Легенда несет в с себе явные отголски верований древних строителей гробниц.

А теперь о самом образе Боанн. Одним  из частых её эптетов, считался «Корова» (например, Белая Корова плодородия), а само имя возводят к слову, означающему «плодовитость». Её так же связывают с богиней Анну (Дану) —  легендарной прародительнице племен богов — Туата-де-Даннон. То есть Боанн имеет отношение  к тем древнейшим Богиням -творцам, богиня-коровам, которые известны и в других мифологических системах (египетские — Нут, Хатор, Исида; греческая Гера). И её образ, особенно эту коровообразность, считают прародителем образа Старухи Кайлех. Как именно это происходило, может помочь следующий мифологический женский образ, который связан с другим курганом Бру-на-Бойн, самым большим — Ноутом.


Курган Ноут — местожительство богини Буй и её супруга бога Луга

 

Мифы рассказывают нам, что Ноут — это Кнок Буй — дом верховной богини Буй и её супруга солнечного бога Луга. Уже по имени супруга Луга, можно понять, что эта самая Буй — ни кто иная, как Кайлах, в её ипостаси жены и матери. Ирландское название кургана  Кногба, не выводится из Кног Буй, но с Буй его связывает Диншенхас из Кногбы. Эта хроника говорит, что Буй была супругой Луга мак Кейна, которую погребли после смерти в кургане Кногба (Ноут). Диншенхас Нэсс рассказывает о том, что в Кногбе есть холм Буй, где она жила и там же её похоронили. Нэсс и Буй были дочерьми короля Британии Руадри, и обе сестры были замужем за Лугом мак Эйтленн. Первый, кто сравнил Буй с Кайлах был  Т.Ф. Рейхилли, который утверждал, что в знаменитом «Плаче Старухи Беары» Мерфи конца VIII в. имя Кайлех приводится, как Буй, он так же приводит другие упоминания о ней, под именем Буй, Буа. С другой стороны, соединение Кайлех Бэр с эпонимом Кногба представил И.Э. Берн и Мак Кан.
Буй появляется в качестве эпонимов в ряде мест на полуострове Беар.Возможно  Буй — это Кайлах. И Буй восходит к слову Корова, что прямо соотносится с богиней Боанн.

 

И если в Лох-Крю она представлена, как первобытная великанша, строительница мира, то в Бру-на-Бойн её фигура более цивилизована, она предстает, как королева, супруга солнечного бога кельтов Луга и мать местных народов. А так же олицеторение королевской власти, для которой Луг был королем-консортом. Луг был рано соединен с Бру-на-Бойн, а так же Кногбой. В стихотворении XIII века курган Кногба является входом в Эмайн Аблах, где Луг воспитывался.
Еще одна история о Корке Дуибне рассказывает о том, что мальчик стал плодом инцеста брата и сестры, в результате чего на страну обрушился неурожай, и тогда жители решили принести ребенка в жертву. Но мудрый друид предложил просто-напросто забрать Корка себе, что бы воспитать его за пределами Ирландии. Вместе с друидом жила старуха, котору звали Буй, и которая последовала за ним и мальчиком на остров. У этой пары бал красноухая белая корова, на чьей спине каждый день мыли Корка. И однажды корова бросилась в море и стала скалой, приняв на себя проклятие ребенка. Остров назывался Иннис Бай, а скала Бо Бай. В связи с этим обрядом упоминается остров Тех-Андуин (страна мертвых), однако для Корка — это не смерть,  а очищение от проклятий, после которого он возвращается в мир живых. Он переживает символическую смерть и возрождение. Показательно, что именно корова была принесена в жертву…. Другое название для Тех-Андуин — Тарбх (бык). Итак, Старуха Буй проводит с ребенком ритуал смерти и перерождения, а так же  она представлена, как эпоним Кногба (Ноут), который будучи курганом в Бру-на-Бойн, считался обителью мертвых  и олицетворял Чрево.
Третий курган Бру-на-Бойн — самый древний Даут.


Даут — Дом Тьмы

 

Его называют Дубад Дубад. Он связан с кровосмешением и тьмой.

Легенды рассказывают о Бресаломе Бо Дибаде, который управлял Ирландией. На страну его однажды напал страшный мор, погубивший скот, остались лишь семь коров и один бык. Люди собрались на совет и решили построить высокую башню, по которой они смогут уйти в мир Богов на небесах. Бресалом смог собрать всех на строительство только на один день. Сестра Бресалома была колдуньей, и она предложила задержать солнце на небесах, чтобы вся работа уложилась в один день. Однако её брат не смог справиться с похотью и вступил с колдуньей в кровосмесительную связь, её чары рассыпались, и тьма пала на людей. И они сказали, что уйдут, поскольку собрались здесь для того чтобы построить башню за один день, а место это отныне будет Домом тьмы (Дубад).
В Бру-на-Бойн, отчетливо видна функция Богини, как материнского божества.
Вычленяются несколько интересных повторяющихся эпизодов, которые связаны с курганами:

мотив запретной любви (измена, инцест).
древние божества были связаны между собой тесным родством, и братья вступали в связь с сестрами, что было не допустимо для тех же кельтов. …
мотив задержания солнца на какой-то период, в результате которого получается один длинный день…

рождение ребенка

королевская власть
Не исключено, что такие курганы могли быть связаны с посвящением в вожди, инициациями

мотив погребения и воскрешения

В Бру-на-Бойн богиня, что позднее будет зваться Кайлах, очень отчетливо выступает в мифах, как олицетвоение земного чрева, богиня — это сам курган.
Позднее она получит другую символическую форму изображения, которая, как нельзя лучше передает её суть — Шейла-на-Гиг.

Датирующаяся VIII—IX веками ирландская поэма «Сетования старой женщины» (англ. The Lament of the Old Woman) называет Калех именем Digdi или Digde. В «Охоте на Слив-Галлион» (имеется в виду гора на северо-востоке Ирландии) Калех фигурирует под именем Milucra, и является сестрой богини лета Ане (Аанъе). В рассказе о чудесной корове Глас Гайвлен (англ. Glas Gaibhnenn) именем этой богини является Biróg. Калех также известна в источниках под именами Buí или Bua(ch). На кельтском языке острова Мэн её имя звучит и пишется как Caillagh.

Следует помнить, что имя этой богини является в кельтских языках и нарицательным cailleach, и имеет форму множественного числа: cailleacha ([ˈkalʲəxə]) в ирландском и cailleachan ([ˈkaʎəxən]) в гэльском (шотландском кельтском). Это слово входит в качестве компонента в такие термины как гэльск. cailleach-dhubh («монашка») и cailleach-oidhche («сова»), а также в ирл. cailleach feasa («мудрая женщина, прорицательница») и cailleach phiseogach («колдунья, чаровница»). К связанным с именем рассматриваемой богини словам относятся также: гэльск. caileag и ирл. cailín («молодая женщина, девочка, девушка») и англо-шотл. carline/carlin («старуха, ведьма»). Менее известно другое слово, ирл. síle, иногда интерпретируемое как «колдунья» и позволяющее некоторым ученым делать выводы о связи Калех с каменными скульптурами шила-на-гиг

 

 

Она не известна среди континентальных кельтов, зато ее имя широко распространено в названиях мест и легендах Ирландии и Шотландии. О древности ее образа говорят названия, которые носят самые большие горы в этих землях: Слив-на-Калли -«Холм Ведьмы» и Нок-и-калланан.

А также бытующие легенды о том, как она создала здешний ландшафт, роняя камни из своего фартука из плетеной корзины для рыбы или яростно бросая их во врагов. Происхождение подобных легенд часто связано с древнейшими божествами земли, которым могли поклоняться обитатели поселений на территории Ирландии, чье существование датируется на 7000 лет ранее появления кельтов.  Шотландии, где Калех известна также как Бейра, Королева Зим, распространены легенды о создании этой богиней многих гор и больших холмов, которые якобы были созданы тогда, когда Калех путешествовала по стране и случайно вытряхивала камешки из своей корзины для рыбы или просто плетеной корзины. В других случаях говорится, что Калех построила соответствующие горы и холмы намеренно, в качестве ступенек для себя.

Легенды говорят, что эта богиня носит с собой молот для придания формы холмам и долинам, а также что она является матерью всех остальных богов и богинь.

Говорят, Кайлех создала острова подле побережья Манстера на юго-западе Ирландии, притащив как-то кусок земли на соломенной веревке. Веревка оборвалась, оставив острова Скарифф и Диниш стоять посреди воды.

Другая история рассказывает, как она ударила жезлом сбежавшего быка, пытающегося уплыть от нее, и превратила его в скалистый остров.

Калех в топонимике

Ирландия

В Ирландии Калех также ассоциируется со скалистыми и возвышающимися над местностью горными вершинами и выходами скальных горных пород, такими как Голова Ведьмы (ирл. Ceann Caillí, что в буквальном переводе и значит «голова ведьмы или колдуньи»), являющаяся самым южным из утесов Мохер в графстве Клэр. Мегалитические могильники Лох-Крю в графстве Мит расположены на возвышенности Слив-на-Калли (ирл. Sliabh na Caillí, что значит «гора ведьмы»); там же есть и мегалит, называющийся «Стул ведьмы». Каирн (тур) Т на возвышенности Слив-на-Калли представляет собой классическую коридорную гробницу, спроектированную так, чтобы в день равноденствия лучи восходящего солнца проникали по коридору и освещали внутреннюю камеру, наполненную мегалитическими резными каменными фигурами. Также известен утес Алинаклли (ирл. Aill na Caillí — «Утес Ведьмы») представляющий собой отвесный обрыв (клиф) в графстве Голуэй.

Шотландия

Имя Калех и его производные часто встречаются в топонимике в области Аргайл-энд-Бьют на западе Шотландии. Более поздние источники здесь называют эту богиню Cailleach nan Cruachan («ведьма горы Бэн-Круахан»). Бэн-Круахан (англ. Ben Cruachan) — это самая высокая гора в этом регионе. Калех также изображается на полотенцах для чайной посуды и открытках, продаваемых туристам в магазинчике на вершине этой горы, также богиня присутствует и на фреске, изображающей случайное создание ею озера Лох-О.

Легенда говорит, что богиня Калех тогда долго пасла оленей и устала. Она уснула на вершине горы Бэн-Круахан, забыв следить за колодцем, который переполнился — и вода из него побежала с горы вниз, сформировав сначала реку, а потом и озеро. Переполнившийся колодец — это распространенный мотив в местных кельтских мифах о создании элементов ландшафта: так, этот же мотив присутствует в мифе о том, как богиня Боанн (англ. Boann) подобным же образом случайно создала реку Бойн в Ирландии.

(В кельтской мифологии есть свое объяснение необычным способностям колодезных вод. Кельты считали, что все колодцы их земли проистекают из единого источника в ином мире. В нем они соединяются с водами единого Колодца Мудрости. Неудивительно, что древние кельты, а затем народы, населявшие Британские острова, просили у колодцев знаний и мудрости иного мира. Существовал даже специальный обряд: чтобы установить связь с существами потустороннего мира, необходимо было выпить колодезную воду из чаши, сделанной из человеческого черепа. И ведь пили!)

Другой мотив, прочно связывающий Калех с географией Аргайл-энд-Бьют — это её уже упоминавшаяся выше связь с сильным водоворотом в заливе Корривекан (Corryvreckan)

Рассмотрим другой топоним — холм Бейн на Калех (англ. Beinn na Caillich) на острове Скай у западного побережья Шотландии. Этот холм считается одним из любимых мест богини — как и другие возвышающиеся над ландшафтом высокие горы, например, гора Beinn na Caillich, также содержащая имя Калех в своем названии. Считается, что с таких гор спускаются бури с дождем и мокрым снегом, несущие опустошение и разрушение землям внизу.

В Пертшире (центральная Шотландия) топонимы с именем Калех также встречаются. Это, например, Глен Калех (Glen Cailleach) недалеко от Глен Лайона (англ. Glen Lyon). По этой же долине протекает и речка Alt nan Cailleach. Этот район вообще известен благодаря связанному с Калех ритуалу, до сих пор сохранившимся в жизни местного населения. В рассматриваемой долине также существует небольшой хутор, называющийся Tigh nan Cailleach или Tigh nam Bodach, где можно видеть несколько камней со следами древней резьбы. Если верить местной легенде, эти камни изображают Калех, её мужа Потаха и их детей.

Местная легенда также рассказывает, что Калех и её семья укрылись в долине у местных жителей и — пока боги остаются там, долина всегда будет плодородной и процветающей. Уходя, Калех дала местным жителям те самые резные камни и сказала, что каждый Белтейн их нужно выносить на воздух и ставить на всеобщее обозрение над долиной, а каждый Самайн — прятать на зиму: тогда долина всегда будет плодородной. Этот ритуал проводится в долине до сих пор

.Храм Кайлех в Глен Лион. О храме Кайлех Тиг-нан-Бодах в Петишире

 
Храм Кайлех Тиг-нан-Бодах  и все её «семейство» с мужем Бодахом, самой известной дочерью Никневен  на фоне Глена Лиона и снежных гор

 

Глен Лион – один из самых красивых Гленов Шотландии, а так же самая длинная закрытая долина, известная своими пейзажами.
Сам храм расположен в небольшой долине, которая носит имя Кайлех, как и многие высокогорные долины, она труднодоступна за счет холмистой местности и топких болот.
Исследования показали, что построено это сооружение еще в дохристианскую эпоху. Так что его по праву называют древнейшим храмом Кайлех.


Тиг-нан-Бодах (вид сзади), храм покрыт крышей из торфа и выложен из обкатанного водой песчаника

 

Сам «Дом» старухи небольшой, внутри устлан соломой, чтобы «семья» грелась зимой.


Внутренний «интерьер» дома Кайлах.

 

Сама традиция, связанная с Храмом такова, резные изображения «членов семьи» нужно выводить из «дома» каждую весну, а каждую осень, до Саймхейна их нужно спрятать. Эта традиция известна в течение сотен (может и тысяч) лет, и считается самой старой непрерывной языческой традицией в Великобритании.


Мелкорогатая «паства» Богини Кайлах, «охраняет» её Храм.

 

Изначально этот ритуал исполняли пастухи, чьи овцы сотни лет паслись на лугах Глен Лиона. Затем её продолжили местные энтузиасты. этот обряд защищает овец и оленей во времена зимних морозов. А так же увеличивает приплод и способствует его здоровью.


Вся семья крупным планом. Самый большой (45 см) – это сама Старуха (у камня круглая головка), два других крупных – Никневен ( меньше) и Бодах (камень пошире), остальные – безымянные дети. Они словно бы присматривают за пасущимися стадами.

 

По легенде, Старуха рожает ребенка каждые сто лет. Если учесть, что камней на сегодняшний день 7, двое из них «родители», то можно говорить, по крайней мере, о полутысячелетней традиции.
Дункан Кэмпбелл в 1888 году писал о том, что изначально камней было 12. Но вот утверждают, что это была всего лишь попытка бросить христианский шлейф на Храм Кайлех, связав его с христианским Святым Мирином и его одиннадцати учениками. Так что, сколько камней было на самом деле не установлено.
Само название долины Глен Лион (Gleann Lìomhann) переводится, как «долина бога Луга», а название храма Тиг-нан-Бодах, как «дом Старика». Бодах–Старик – это муж Старухи Кайлах. А по одним преданиям мужем Богини Кайлах был бог Луг.
Краеведы поведали, что некогда Старуха с семьей жила в этой долине, а когда пришло время уходить, она в благодарность за гостеприимство, оставила местным жителям камни с наказом заботится о них, и тогда процветание не оставит их край.
Другие сказки утверждают, что страшное проклятие падет на того, кто посмеет вторгнуться в её каменное логово.
Окрестности эти были обжиты с доисторических времен.
Расположенная на въезде в Глен Лион деревенька Фортингалл считается важным священным местом древних. Её окрестности изобилуют мегалитическими комплексами неолитического, бронзового и железного века.
Остатки круглых башен, которые раскиданы в округе, исследователи, включая Арчи Маккерачер, считают пиктскими. Он так же говорит, что имен Глен Лион, а не Скон был центром их королевства. Это бы объяснило, почему Глен связан с богом Солнца Лугом, потому что его обычно связывали с королем. Центральное и одновременно укрепленное положение места давало бы возможность укрывать пиктскую армию. Углеродное датирование угля в районе Глена дало даты 7-10 в. н.э., что улаживается в гипотезу о пиктском правлении в районе, которое закончилось в 847.
Традиция ассоциирует эти башни с великаном Фианом Маккунхайлом или Фингалом и его воинской группой Фианов.

Есть здесь и еще одна святыня – Монастырь Св. Адонана который славится своим исцеляющим колодцем.
Но одна структура природного происхождения весьма примечательна – это «Молящиеся руки Марии».

Он поднимается на склонах конического холма — Creag nan Eildeag (642 м в высоту), и именно к нему обращены в «молитве» «Руки Девы Марии».

 

Некоторые уверены в антропогенном происхождении «Молящихся рук».

Спор не решится, пока не будут проведены археологические исследования.
Конический холм Креан-на-Эйдеаг, как и иные холмы такого типа, мог означать «пуп земли», изначальный холм. Выпуклая форма напоминает живот беременной женщины, на которую излил свое семя бог Небес перед созданием мира. Можно связать его с нашими героями – Кайлех и Солнечный бог, порождающие мир.
В самые древнейшие времена Кайлех сама была солнечной богиней, поэтому жизнь в себе она зародила сама, с помощью своего божественного света. . Но в Шотландии именно Богиню Старуху связывают с подобными коническими формами гор и холмов, например, в Лотианах, где есть подобный холм. ..

К югу от Глена расположено озеро Лох-Тай, которое было частью мегалитического и сакрального природного комплекса. На его берегах есть несколько каменных кругов и остатки пиктских кранног. В окрестностях Кенмора находится каменный круг Крофтморага. На водопады смотрит Пещера отшельника. На одном конце острова стоит церковь Кенмора, на противоположной каменный круг Киллин.
Само озеро славится лососем, который имел важное значение в мифологии древних обитателей Британских островов, например в долине реки Бойн, которая прославилась комплексом мегалитических гробниц, самой известной из них является Ньюгрейнж. В Тай-Лох эта рыба тоже могла иметь важное религиозное значение.

. .Вопреки своему преклонному возрасту Кайлех, как рассказывают, еще и неимоверно сильна, так что может тягаться с самым быстрым жнецом на земле в состязании один на один.

Хотя ее описывают как непривлекательную и даже страшную, легенды не говорят о ее прямых угрожающих поступках в отношении людей.

Одним из ее основных занятий было дарование власти избранному королю, которому обычно приходилось целовать ее или вступать с ней в половую связь (в ее образе Карги), лишь только после чего Кайлех являла свой лик прекрасной молодой женщины. Мотив, часто интерпретируемый как поэтический образ земли, цветущей под властью справедливого короля.

Подобные истории могут происходить из до-кельтских сказаний, в которых дочь зимнего солнца рождается старухой и молодеет с течением зимы, превращаясь к весне в прекрасную деву.

В Ирландии Кайлех особенно часто связывают с областью Манстера, где ее называют Старухой из Бэр (Кайлех Бэр), по названию известного полуострова. Иногда ее имя сокращают до Бэр, в иных же случаях ее зовут Буи.

Ее божественность подчеркивалась утроением: Кайлех имела сестер-близнецов, живущих на соседних полуостровах. Все эти области были связаны с Потусторонним миром. Выступая как локации Иного мира, они особенно часто назывались как место нахождения Котла изобилия, поскольку Кайлех в этих землях считалась богиней изобилия, на что может указывать ее имя Буи («Корова»).

Обряд, скручивания Кайлах

На фотографии показан обряд «скручивания Кайлах», куколки из последних колосьев, который проводил в Ирландии и Шотландии фермер, закончивший уборку урожая первым. Такая «Кайлах»достается тому фермеру, кто закончил уборку урожая последним. Он должен хранить её всю зиму, до наступления весны. В Белфасте такой сноп называют Бабушка.
У нас есть похожие обряды — «Завивание Бороды»,» Велесова борода» и сноп Дидух

315488_600

Кайлех была и богиней урожая и ее именем нарекали последний срезаемый сноп на каждом поле. В Шотландии и Ирландии тот крестьянин, кто первым из своей деревни заканчивал уборку урожая зерновых, делал соломенную куклу, представлявшую Калех (такие куклы также назывались «Карлин» или «Карлина»), из последнего пучка колосьев. Такие соломенные куклы было принято бросать на поле соседа, ещё не закончившего уборку урожая. Тот же крестьянин, кто заканчивал уборку урожая последним, должен был взять эти соломенные куклы себе и заботиться о них до следующего года: считалось, что этим он дает приют и пищу хозяйке зимы. Крестьяне старались побыстрее убрать урожай: никто не хотел закончить последним и приютить у себя Калех.Одетый в женские одежды и окруженный почтением в дни праздника урожая, Кайлех-сноп хранился затем до сбора урожая следующего года.

Иногда богиня-ведьма появлялась в образе зайца или другого небольшого существа. Когда жнецы добирались до края поля, они начинали кричать и шуметь, чтобы «прогнать Кайлех» на соседнее поле. Некоторые утверждают, что эта Кайлех урожая была отдельной богиней, иной, нежели Старуха из Бэр, другие же утверждают, что обе они – аспекты единой богини земли, созидающей и защищающей.

В Шотландии именем Карлин (вариант именования Кайлех) называли дух Самайна — времени окончания сбора урожая. Сноп, представлявший ее, ставили внутри дома, чтобы препятствовать потусторонним визитерам. Шотландская Кайлех была в меньшей степени связана с сельским хозяйством и в большей – с лесами, поскольку чаще ее представляли как пастыря оленей, чье молоко она пила.

Возможно, потому, что хорошая погода была так важна при сборе урожая, Кайлех виделась духом-покровителем погоды, иногда называемым “мрачная старая женщина» или представлялась как журавль, предрекающий шторм.( на мой взгляд, для жителей островов, мореходов и рыбаков, погода не менее важна, а тем более приближающийся шторм)В Шотландии есть представление о нескольких Калех, они называются Cailleachan (буквально «старухи») и «Штормовые Колдуньи», то есть представляют собой персонификации атмосферных явлений, в первую очередь разрушительных. Считается, что эти многие Калех особенно любят устраивать весенние штормы в период, который так и называется A’ Chailleach

Иногда приход зимней бури описывали фразой: «Старуха явилась трясти плед».( мы помним сказки про девочек перетряхивающих постель В образе Калех наблюдаются некоторые черты, говорящие о том, что она — персонификация зимы: она пасет оленей, борется с весной, её посох замораживает землю.

Она была «старой острой женой», Кайлех Бур, где слово «острый» связано с рубкой и резкой, вероятно, указывая на характер зимних ветров. Ее также называли Дочерью малого Солнца, надо полагать – зимы. Весной разыгрывалась танцевальная пантомима: фигуру Старухи прогоняли и заменяли фигурой Невесты – образом Девы, связанным с богиней Бригитой, которая выходила замуж за героя, а ведьма-зима обращалась в камень. Днем поражения Карги считалось 29 марта.

Вместе с богиней Бригитой Калех рассматривается как сезонное божество или дух, под её покровительством находятся зимние месяцы между Самайном (1 ноября или первый день зимы) и Белтейном (1 мая или первый день лета), в то время как Бригита правит летними месяцами между Белтейном и Самайном. Иногда Калех и Бригита интерпретируются как две ипостаси одной и той же богини, в то время как другие легенды говорят, что в день Белтейна Калех превращается в Карлинский камень (англ. Carlin stone), а на Самайн возвращает себе человеческий облик, чтобы править зимними месяцами. В зависимости от местных климатических условий, переход власти от богини зимы к богине лета празднуется в разное время: на Имболк (1 февраля), на «День Колдуньи» Latha na Cailliche (25 марта) или на Белтейн (1 мая), при этом названия местных праздников, отмечающих появление первых признаков весны, могут быть связаны как с Калех, так и с Бригитой.

Имболк также считается днем, когда Калех собирает дрова на оставшуюся часть зимы. Легенды говорят, что, если Калех хочет сделать зиму намного дольше, она должна собрать достаточно дров для себя на оставшееся время морозов, а сделать это она может, только если на Имболк (1 февраля) будет стоять ясная и солнечная погода. В результате люди надеются на плохую погоду на Имболк: это значит, что Калех будет спать, не сможет собрать для себя достаточно дров и зима скоро закончится. На острове Мэн, где эта богиня известна под именем Caillagh ny Groamagh, говорят, что Калех можно увидеть на Имболк в образе огромной птицы, несущей прутья в своем клюве.(время гнездования вОронов)

На острове Мэн Кайлех ни Громаг («мрачная старая женщина») выходила собирать хворост для своего [ледяного] костра примерно на Имболк. Если погода была ясной, она собирала достаточно хвороста, чтобы поддерживать зиму. Но если погода заставляла ее сидеть дома, она расходовала весь ранее собранный хворост и весна наступала раньше.

Старуха, похожая на Старуху Кайлех, появляется во многих легендах островных кельтских земель. Она называлась хранительницей лесов и всей лесной живности.Фигура, носящая имя Длинноволосая Старуха или Старуха-С-Длинными-Зубами, карала охотников, убивавших беременных самок животных, душа браконьеров до смерти своими волосами. Часто ее сопровождал монструозный кот.(Йольский кот?)В одной шотландской легенде рассказывали, будто Кайлех подружилась с охотником и позволяла ему видеть, какого оленя в своем стаде она ударяла. Это значило, что его можно было подстрелить как добычу.

Возможно, этот образ вобрал в себя черты нескольких старших богинь, слившихся с Кайлех как воплощением зимней поры.На западном побережье Шотландии считается, что Калех вызывает приход зимы, стирая большой килт (гэльск. féileadh mòr) в заливе Коривреккан (Corryvreckan, гэльск. Coire Bhreacain — «котел для стирки шотландки»). Считается, что вся проводимая богиней стирка занимает три дня, в течение которых рёв подступающей бури слышен на расстоянии двадцати миль (32 км) от залива. Когда же богиня заканчивает стирать, её килт становится чисто белым, а землю покрывает снег.

Старуха появилась и в легендах артуровского цикла как Уродливая Леди, которая требовала поцелуя от претендента на престол. Она являлась как Карга в «Персивале», издеваясь над главным героем, поскольку он не смог ответить на вопросы загадочного Короля-Рыбака и таким образом утратил Грааль, который мог бы исцелить землю.

Также под именем Рагнеллы она появилась в знаменитой истории артуровского цикла, где одновременно предстала и как Карга, и как Дева.

В одном из самых известных ирландских средневековых стихов, написанном примерно в 900 году, речь идет о Кайлех, в образе старой женщины скорбящей о своей красоте и вынужденной принять постриг. Очевидно, христианскому автору было предпочтительнее описать женщину под покрывалом как монахиню, а не богиню-Каргу.

..Некоторые исследователи считают, что поэма на древнеирландском языке «Сетования старой женщины с полуострова Беара» рассказывает именно о Калех; Куно Мейер пишет: «У неё есть 50 приёмных детей на полуострове Беара. Она прожила семь периодов юности один за другим, так что каждый из живших с ней мужчин умер от старости, а её внуки и внучки дали начало племенам и расам».И, хотя автор «Жалобы Старухи из Бэр» попытался укротить образ Кайлех, он не мог полностью усмирить и скрыть ее природу. ( мне она напоминает докучливую Докию))Истинная Кайлех проглядывает за строками хвастовства об обновлении ее девственности, подобно ежегодно омолаживающейся Кайлех древности

 

По Материалы из Виккипедии

.http://kruzhkov.net/translations/irish-poetry/medieval-irish-poetry/#skazala-staruha

https://mazayka-urza.livejournal.com/14387.html

Перевод статьи
из «Encyclopedia of Celtic mythology and folklore»,
Patricia Monaghan  в книге «Филиды и барды: из древней ирландской поэзии

https://mazayka-urza.livejournal.com/20522.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%85

https://vk.com/wall-48379994_948

Реклама

2 Comments Добавьте свой

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s