Богиня со змеями

on

Jul. 2nd, 2014 at 1:16 PM

Так называемая Малая Богиня со змеями (их несколько). Найдена она в 1903 году Артуром Эвансом на Крите — в Кноссе (что естественно).
Статуэтки представляют собой изготовленные из фаянса, покрытые стеклянной глазурью женские фигурки с открытой грудью и протянутыми вперед или поднятыми вверх и широко разведенными руками, в которых извиваются змеи.
«Карл Кереньи, автор ряда монументальных трудов по античной мифологии и религии, базируясь на характерном жесте рук, который он называет «жестом эпифании» (появление, откровение божества), приходит к выводу, что статуэтка является изображением Великой Богини. Он пишет: «Быть может, по самим фигурками нам было бы трудно определить, кем именно они являются – жрицами или богинями. Однако в обоих случаях жесты позволяют опознать божество, а не просто его служительниц. В них как бы сказано: “Вот же, я являюсь”»

snake_goddess01

На плане Кносса отмечено помещение, где были найдены статуэтки подобных богинь (всего 3). Эта маленькая комнатка с двумя пустыми «ямами» (вероятно, для хранения чего-либо) рядом с т.н. Комнатой Высокого Пифоса была открыта в 1900 году, но тогда она не вызвала у Эванса никакого интереса.

snake_goddess02

2240
2241

Через три года случайно заметили, что пол в помещении между «ямами» просел, и под ним оказались две пустоты, в которых хранилось большое количество различных предметов. Первым слоем в обеих хранилищах шли вазы, под ними глиняная табличка и три диска с линейным А,письмом, 150 глиняных оттисков печатей, куски слоновой кости и поделки из нее, предметы из бронзы и хрусталя, мраморный крест, стеаритовые столы для возлияний или жертвоприношений, масса раскрашенных раковин. Кроме того, там обнаружилось большое количество фаянсовых фигурок: кормящие малышей дикая коза с двумя козлятами и корова с теленком, чаши и вазы, рыбы, раковины, фрукты, цветы, бусы, пояса, одежда и — самое важное — три женских фигурки во фрагментах.

Место раскопа в 1903 году
2
1

«Статуэтки изображают женщин в пышных одеждах, с широкой юбкой и обнажённой грудью, держащих в руках змей . Меньшая из этих фигурок имеет высоту 29,5см, она держит змей в поднятых руках. Её головной убор увенчан изображением какого-то животного из семейства кошачьих . Она была разбита (шапка и левая рука были найдены как отдельные фрагменты) и реставрирована Эвансом . Сама голова и шея являются реконструкцией на основе второй статуэтки. Принадлежность шапки именно этой статуэтке также на совести Эванса.

Вторая фигурка высотой 34,2см— в высоком головном уборе, одна змея оплетает её руки и спину, другая змея узлом опоясывает её талию и грудь, третья сидит на головном уборе. Эта фигурка тоже дошла не в идеальном состоянии: английский археолог реконструировал её на основании сохранившегося торса, правой руки, головы и шапки, и пользуясь сравнением с первой статуэткой.

Одежда женщин соответствует изображениям придворных дам на фресках Кносского дворца. Специальным культовым одеянием являются только короткие верхние юбочки-фартуки и головные уборы».

3

Порывшись позднее в находках, он, как смог, «реконструировал» «алтарь» «Богини Змей» (уф, как много допущений), которому, по его мнению, принадлежало большинство найденных им предметов.

5
4

Да, нужно сказать, что сначала Артур Эванс реконструировал саму Богиню. Найдена она — Малая/Дочь — была без головы, половины левой руки, фрагмента правой змеи и некоторых сегментов юбки.

6

Шею и голову Эванс реконструировал на основе изображений минойских фресок и, главное, головы второй — Большой/Матери — Богини со змеями.

7

Фреска из Кносского дворца, изображающая женщину в аналогичном костюме. Первоначальная цветовая гамма статуэток, вероятно, была похожей.

220px-Mycenaean_Woman

Со шляпой дело обстояло еще сомнительнее. Маленькое кошачье, которое Эванс счел сначала львицей, а потом леопардом, нашлось через несколько лет после богини где-то неподалеку в «сокровищницах» и имело на «дне» «заклепочку», из чего археолог сделал напрашивающийся вывод — «кошка» на чем-то сидела и к этому чему-то была прикреплена. Ранее был найден фрагмент передней части головного убора с тремя медальонами спереди и с «заклепкой» сверху. По мнению, Эванса, «заклепки» подходили друг другу, а оставшуюся часть шляпы он реконструировал по подобию сохранившейся. Здесь масса допущений: возможно, что фрагмент головного убора не принадлежал богине, а кошка не принадлежала фрагменту; возможно, что кошка принадлежала фрагменту, но фрагмент шляпы таки не принадлежал богине; фрагмент шляпы вообще неверно реконструирован.

В правой руке у богини был только хвост змеи — та ее часть, которая торчит выше кулака. Нижняя часть змеи с ее головой опять же реконструирована, но здесь выбор хоть и вариативен, но не слишком мог отступить от реальности. Кстати, маленькая деталь: на правом запястье богини — тонкий браслет.

Эванс считал, что «дворец» был разрушен землетрясением примерно в 1600 г. до н.э., поэтому статуэтки обычно датируют именно этим периодом — «ок. 1600 BCE», но логично предположить, что к этому году они уже существовали. Да, вероятно, содержание хранилища было все-таки нарушено грабителями, которые успели туда проникнуть после землетрясения.

В общем, наверное, это все, что хотелось бы рассказать о маленьких кносских «богинях». Пожалуй, покажу еще пару реконструкций да пару рисунков «по мотивам», и, надеюсь, примерное представление об этих статуэтках у вас сложится.

9
8

Вот примерно как сейчас выглядит экспозиция с тремя «богинями»:

10

А вот несколько предметов из «ям» «хранилища храмовой утвари» — мраморный крест, плакетки с коровой и теленком, с козой и козлятами, обетная пластинка в виде платья.

11
12
13
14

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s