Бригита и Бригантия

on

статья в основном компилятивная и без ссылок на источники, но я ее сохраню в коллекцию статей о Бригитте.

Бригита — дочь отца богов Дагда, богиня врачевания и плодородия, помогающая женщинам при родах.

Кельты Ирландии иногда под именем Бригиты подразумевают три женских божества, покровительствующие мудрости, искусству исцеления и кузнечному мастерству. Это вообще в традиции кельтов утраивать образы своих великих богинь. Как, например – образ Морриган богини войны – распадается на три – Бадб, Немайн и Маху.

В древнеирландском источнике, «Глоссарии» Кормака, говорится: «Бригит, то есть поэтесса, дочь Дагды. И эта Бригит – женщина мудрости, то есть богиня, которую обожают поэты. Вот почему ее зовут богиней поэтов. Ее покровительство очень велико и очень великолепно. Ее сестрами были Бригит-целительница и Бригит кузнечного дела, дочери Дагды».

Когда ирландцы упорядочивали взаимоотношения среди своих богов, то сделали Бригит дочерью бога Дагды и женой Бреса, бога полуформорского происхождения, некоторое время, после первой битве при Мойтуре с племенем Фир Болг, стоявшего во главе Племен Богини Дану. Брес красив, но как всякий фомор деспотичен, и именно поэтому он скоро расстался со своим высоким положением. А тем временем Бригит подарила Бресу трех сыновей. В таком качестве она упоминается в «Книге захватов Ирландии». Там же говорится о принадлежащих ей двух прекрасных быках, что представляет собой одно из свидетельств ее покровительства скотоводству. В ирландской саге «Битва при Маг Туиред» Бриг приписывается изобретение плача по умершему (ирл. caoineadh). Когда погиб ее сын Руадан, «выступила тогда вперед Бриг и, крича и рыдая, принялась оплакивать сына. Никогда прежде не слыхали в Ирландии крика и плача». Также сообщается, что Бриг научила ирландцев по ночам подавать знаки свистом.

На севере Англии Бригиту почитают под именем Бригантия. Этой богине особо поклонялись бриганты, господствовавшие на севере Англии до прихода римлян.

Возможно, именно её Цезарь назвал Галльской Минервой.

Бригантия богиня благосостояния, врачевания, войны и воды. Это указывает на общекельтскую основу богини и на древность традиции поклонения ей. Обе являются частью более крупной группы богинь, все из которых имеют сходные имена:

Бригита (Со. Килдэр, Ирландия)

Brigindona (Осе, Фр.)

Briginnenses (Бриньон, Фр.)

Bricta/Brixta (Люксей, Фр.)

Brigaciea Матрес (Пеньяльба-де-Кастро, Испания)

Многие из этих богинь были связаны с целебными водами (Bricta, Briginnenses), а позже святой Бригиттой.

В Ирландии бытует традиция зарывать у трех ручьев живого цыпленка, дабы добиться расположения Бригиты [впоследствии христианской святой Бригиты]. Оттого её сближают с галльской Нантосвельтой, покровительствовала рекам и ручьям.

На самом деле, Бригантия сложный образ. Она — богиня протектор, который дает победу, целитель, и, возможно, небесная богиня.

Этимологически имя этой богини восходит, видимо, к индоевропейскому корню *bherĝh- ‘высокий; гора’. К тому же корню относится санскритское слово bṛhatī ‘высокая, величественная’, которое употребляется в качестве эпитета богинь в Ригведе. Аналогичное слово bərəzant- ‘высокий’ служит эпитетом богов в Авесте. Однако, возможно, что на это имя одновременно повлиял и другой индоевропейский корень – *bhrəĝh ‘светлый, блестящий’. В пользу этого говорит частая ассоциация богини со светом и белым цветом.

И она была важной богиней для римлян. Что показывают найденные статуи Бригантии.

Бригантия — ирландская Бригита. Римская статуя. Эдинбург, Национальный музей древностей Шотландии.

Сама статуя представляет собой сложное, синкретическое смешение атрибутов несколько богинь. Двум благоприятствовал император Северус и его окружение – Деа Селестиа (или Таннит) и Минерва. Тот камень, что слева от Бригантии – это символ Танит. Копье, щит и шлем указывают на Минерву. Крылья — атрибут богини победы Нике/Виктории. Башенная корона – атрибут божества-протектора Тихе/Фортуны.

То, что статуя найдена в Шотландии еще не говорит о том, что почитание Бригантии было распространено так далеко на севере. Когда император Рима Септимий Север посетил Британию, он учредил суд в Йорке, предложив содействовать ему местной богине. Когда его поход в Шотландию окончился неблагоприятно, статуя, которая была с ним, могла просто остаться здесь.

Кроме статуи существуют шесть алтарей посвященные ей. Два посвящены Деа Бригантии. Два предназначены для Виктории Бригантии, одна из Римского форта в Каслфорде и другие из Гритленд, как в Йоркшире. Это вполне может быть женские эквиваленты кельтского божества в паре с Марсом.Один для Бригантии Нимфы. От Брамптон, недалеко от стены Адриана, выражает пожелание благополучия Каракаллы, один из двух сыновей Севера. Каракалла был заведомо слабым здоровьем, и побывал во многих целительных святынь. Он не Брэмптон, но предположительно кто-то пожелал ему удачи.

Еще один для Бригантии Селесты. Она делит его с Юпитером-Долихеном. Обычно он был спутником Юноны-Регины, но на кельтской земле пару ему заменила местная богиня.

С Танит, известную римлянам, как Селеста, отождествили Юнону Регину. Казалось бы буйный синкретизм. Но все три богини известны тем, что были защитниками своего народа. Танит-Селеста – покровительствовала Карфагену, Юнона Регина, изначально была покровительница Вейи, италийского города-государства, поглощенного Римом.

Еще одна интересная посвятительная надпись

«Под защиту Бригантии Августы, Тит Аврелий Атеко, горожанин Августы, сделал это, освобождаясь от обета»

Крайне спорное у неё толкование, поскольку Бригантия Августа принимается так в имперский культ, как правитель части своей территории. (Первым императором был Октавиан Август, а титул Августы/нам всегда свидетельствует об императорском культе)

Не вторгаясь в имперскую часть культа, можно принять Бригантию, как защитницу своего племени Бригантов, как Неметон, покровительствовала Неметам, как Арвенус – аврвенам. Имя бога Тевтатеса, произошло от галльского слова тевта – племя, многие даже предполагают, что это был скорее титул. Тем не менее, его функциязащита племен.

Еще находки статуй Бригантии.


Фрагменты бронзовой статуи II века до. н. э. По предположению ученых это кельтская богиня Бригантия / Бригита. Музей Бретани, Ренн, Франция.

Существует традиция представлять Бригиту птицей с человеческой головой, или тремя птицами — журавлями или петухами. Или, как в данном случае — на шлеме.


Голова Бригантии. Фото Daily Mail. Южный Шилдс (неподалеку от Ньюкасла, на развалинах старой римской крепости)

Эта головка по-прежнему имеет следы розовой краски на ее лице, и красной на губах. На её головке башенная корона, что указывает на то, что она защитница города. Как у той знаменитой статуи из Эдинбурга. Находка была сделана во время раскопок на территории римской крепости Арбея. Крепость была предназначена для усиления защиты в месте, где Адрианов вал подходил к морю. Возраст скульптуры не менее 1800 лет. На камне искусно вырезаны глаза, нос, рот и прическа богини, голову венчает каменная корона.

Немало следов оставила эта богиня в топонимике Европы. Верхнее Боденское озеро в Альпах в римскую эпоху называлось Lacus Brigantinus. Упоминаются античными авторами притоки Дуная Brigah и Brege. Город Ла-Корунья на северо-западе современной Испании когда-то назывался Brigantium. На австрийском берегу Боденского озера находится город Брегенц (Bregenz), на юге Германии есть город Брайзах (Breisach), а в Провансе, недалеко от границы с Италией, город Бриансон (Briançon, в античности Brigantium). Птолемей сообщает, что в Ирландии, в районе графства Уотерфорд, жил народ Βρίγαντες. Более поздние ирландские источники там же помещают племя Uí Brigti «потомки Бригиты».

Бригит нередко противопоставляют ее матери Ану (Дану).

В Шотландии даже в XIX веке сохранялся праздник, посвященный La Bridenam brig ban ‘Бригите белых холмов’. Во время праздника одетые в белое девушки пели песни о Bride bhoildheach oigh nam mile beus ‘прекрасной Бригите, деве тысячи заклинаний’.

В Ирландии праздник Бригиты носил название Имболк. Скорее всего, оно происходит от приставки imb- ‘вокруг’ и глагола folgaid ‘мыть’ и означает ‘омовение’. Во время праздника действительно производилось ритуальное омовение рук, ног и головы. Также предполагалось, что название праздника происходит от древнеирландского imbolg ‘в животе’, что связывали с беременностью овец. Другое название праздника Oímelc составлено из слов oí ‘овца’ и melc ‘молоко’. По современному календарю праздник приходился на 1 февраля, когда начинали доиться овцы.

С приходом христианства в Ирландию поклонение Бригите не исчезло, она просто превратилась в одну из самых почитаемых ирландских святых – святую Бригиту Килдарскую. На месте ее древнего святилища возник монастырь Cell Dara ‘храм Дуба’, совр. ирл. Cill Dara, англ. Kildare. Вокруг него сейчас одноименный город. Праздник святой Бригиты всё также отмечался 1 февраля. Согласно легендам, она помогала голодным, чудесным образом приумножая запасы пищи. Коровы Бригиты доились трижды в день, а пиво в кадушке не переводилось, сколько его не черпали. Собор святой Бригиты в Килдэре В Килдарском монастыре был и дуб, посвященный святой Бригите, а также особое огороженное место, где горел священный огонь. Этот огонь непрерывно поддерживали 19 монахинь.

Истории об удивительных свойствах пламени Бригид — говорили, что оно было освящено божественной благодатью, количество пепла от сожженного дерева никогда не увеличивалось, даже при том условии, что огонь горел в течение тысячи лет, с 5-ого по 16-ое столетие. Обычно девятнадцать монахинь присматривали за пламенем в течение всей жизни Бригид, начиная с ее смерти, каждая из девятнадцати монахинь охраняла огонь каждую ночь. Когда наступала двадцатая ночь, девятнадцатая монахиня клала дрова около пламени и говорила:

“Бригид, храни свой огонь. Это — твоя ночь.”

Утром дрова находили сожженными и огонь продолжал гореть.

В другом источнике описаны только девять дев, хранивших пламя Бригид (этот эпизод напоминает о девяти девах в уэльсской поэме «Добыча Аннуна», дыхание которых согревало волшебный котел Подземного мира).
По свитетельству британского хрониста Гиральда Камбрийского (Giraldus Cambrensis, около 1146 — около 1223), автора труда «Топография Ирландии», мужчины, которые пытались пересечь ограду, сходили с ума, умирали или становились калеками. Ритуал поддержания женщинами-жрицами священного пламени напоминает культ римской богини Весты.


Святая Бригита доит корову. Рельеф с западного фасада храма святого Михаила близ Гластонбери.

Святой Бригите, как ее предшественнице-богине, соответствовал белый цвет. В ее честь белый одежды надевали член «Общества объединенных ирландцев» из Килдэра во время восстания 1798 года. До сих пор белый цвет – традиционный цвет формы спортивных команд этого города. Популярность святой Бригиты была так велика, что в Ирландии появлялись ее святые тезки. Самая известная из них – святая Бригитта Килбридская. А всего ирландский историк XVII века Джеффри Китинг насчитал в средневековых ирландских источниках 14 святых с этим именем.

Бригита – это богиня-дева, олицетворение летнего солнца, противостоящая богине-Старухе, олицетворяющее Зимнее Солнце Кайлах. Её называли Брайд – невеста. Само происхождение слова невеста Брайд – это англинизация (как сказать лучше подскажите кто-нибудь) имени богини Бриде, Брид, Бригид. Период с 1 февраля по 1 мая считался «Переходом» власти от Кайлах к Бригите, что управляла теплым временем. Приближение Брайд отмечалось в Шотландии с сердечными молитвами и песнями. Практически все из них утеряны, за исключением нескольких названий и фрагментов — “Мантия Брайд”, “Посох Брайд”, “Молитва Брайд». Но благодаря работе Кармайкла, мы на сегодняшний день действительно знаем больше о празднествах того радостного времени.

В Канун Брайд девушки делали женскую фигуру из снопа зерна и украшали ее цветными раковинами и искрящимися кристаллами, вместе с подснежниками и первоцветами, и другими первыми весенними цветами и растительностью. Особенно яркая раковина, символ пробуждающейся жизни, или кристалл размещали в области сердца, называемом в гэльском языке “путеводной звездой Брайд”. Куклу называли Брайд или Брайдэг, Маленькой Невестой, и обносили вокруг города с процессией, состоящей из девушек, которых называли “свитой Девы Брайд”, все они были одеты в белое и их волосы были распущены, персонифицируя таким образом дух чистоты и юности.

Каждый, кого они посещали, должен был воздать должное Брайд и дать процессии подарок, например цветок или кристалл, в то время как матери давали девушкам лепёшки, сыр или масло, оплачивая щедрые дары Брайд, полученные в течение года.

Девушка могла раздавать Кресты Бригид каждому семейству, поскольку особый крест святой был важной частью ирландских празднований во всех частях страны. Эти кресты, сплетенные из веток или соломы, делались в Канун дня Бригид и вешались в доме и часто в коровнике и также предназначались для того, чтобы почтить Бригид и получить ее защиту. Крест Бригид исполнен не в традиционной христианской форме, а скорее похож на символы солнца культур всего мира. Один из видов Креста Бригид фактически представляет собой не крест, а фигуру с тремя опорами, напоминая нам о тройной природе богини-святой. Это древний кельтский символ, известный как трискель.


Разные виды «Крестов Бригиты»

Другой ритуальный объект, использующий эти числа, как мне кажется происходит из намного более древних времен. Известный как «Crios Bride» или Пояс Бригид, он был сделан из плетеной соломенной веревки, его несли в процессии вместе с изображением Брайд по всему городу. В каждом доме жители должны были пройти через него, чтобы получить покровительство Брайд и хорошее здоровье в наступающем году. Когда они делали это, процессия начинала кричать и пели особую песню.

Когда они заканчивали шествие, девочки проводили ночь в доме, где усаживалась кукла Брайд, в то время как участницы готовились к следующему дню праздника. Вскоре приезжали молодые люди, они стучались в дверь и их впускали, чтобы они отдали дань Брайд, после чего были песни, танцы и много веселья до самого рассвета. С первым лучом рассвета все они брались за руки и пели гимн Брайд, а затем делили остатки пиршества среди бедных женщин города.

Старшие женщины города также проводили церемонию накануне Брайд. Они также делали изображение Невесты из овса, с любовью украшали его, и готовили для нее корзину, называемую «Ложе Брайд».

Кармайкл так описывает то, что происходило после:

«… одна из женщина входит в дверь дома, и стоит на пороге, положив руки на косяки. Затем она говорит мягким голосом, обращая слова в темноту: «Кровать Брайд готова». Стоящая сзади женщина отвечает: «Позвольте Брайд войти. Брайд долгожданна». Женщина в двери снова обращается к Брайд: «Брайд, Брайд, входи же, твоя кровать готова. Сохрани дом для Троицы». Затем женщины с долгой церемонией помещали куклу Брайд на кровать, которую они так тщательно готовили для этого.

В ее руку они вкладывали маленькую прямую белую палочку, обычно это была ветвь березы, дерева весны, или другого священного дерева: прямота указывала на справедливость Брайд, белый цвет символизировал чистоту и мир. Затем, перед отходом ко сну, они рассыпали пепел из очага. Их самое большое желание заключалось в том, чтобы она посетила их ночью, и утром они с нетерпением оглядывали пепел в поисках следов ее присутствия: если они различали отпечатки ее жезла, они знали, что они были благословлены; если в золе обнаруживали след ее ноги, тогда они были вне себя от радости и знали, что их ожидает увеличение семьи, стад и плодородия полей в наступающем году. Если же на пепле не было никаких признаков присутствия богини, они были удручены, полагая, что она чем-то оскорблена. Чтобы исправить это, они в качестве приношения хоронили петуха в месте пересечения трех источников — месте триединого слияния священной власти — и жгли ладан в огне следующим вечером».

В Ирландии, подобные радостные ритуалы были предназначены для того, чтобы приветствовать возвращение света. Источник 18-ого столетия рассказывает, что жена каждого фермера пекла особый пирог, в доме варилось пиво, в гости приходили соседи и начинался праздничный вечер. Взбивалось свежее масло и богатые фермеры отдавали часть масла своим более бедным соседям наряду с жареным мясом, отмечая, таким образом, возвращение дарительницы изобилия и щедрости. В это время сама Бригид, как полагали, путешествовала по деревням, благословляя людей и их домашний скот, по этому случаю на пороге или подоконнике оставляли пироги или хлеб с маслом. Иногда люди оставляли сноп зерна как дар для белой коровы, которая путешествовала с нею. Связку соломы или молодых побегов также оставляли на пороге для того, чтобы она смогла встать на колени и благословить дом, или чтобы она — (или корова) — могла вытереть ноги перед входом.

https://mazayka-urza.livejournal.com/12428.html

 

Реклама

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s