Богини Медведицы (продолжение темы)

on

Вотивный рельеф из Браурона, изображающий Артемиду вместе с её священным оленем, принимающими в жертву быка от некоего Антипата с его супругой Аристоникой. Вереница людей (семейные пары), очевидно, семейство Антипата, в конце стоит служанка, держащая на голове корзину с подношениями

Артемида Браурония считалась покровительницей беременных женщин, молодых матерей и девочек-медведиц, проходивших возрастные инициации в её храме, после которых они становились девушками, готовыми к замужеству.
Роженицы приносили ей в дар новую шелковую и шерстяную одежду, которой украшали её деревянную статую. А одежда тех, кто умер при родах, передавалась в дар её жрице Ифигении в маленькое скальное святилище неподалеку.
Связь Артемиды с переходами отражена даже в  ландшафте: храм Брауронии располагался в 38 км от Афин в сельской местности. Не в роще, не в городе, а именно зоне перехода от девственной природы к урбанистическим пейзажам.
Такие места не были так же хорошо защищены, как сам Полис, что отражало уязвимость афинских женщин, особенно в переходном возрасте от девочки к девушке, во время беременности, когда она уже не девушка, но еще не мать и, наверняка, очень переживает о том, как пройдут роды, здоровый ли родиться малыш, станет ли она хорошей родительницей.
Нападение на афинянок в святилище приравнивалось к нападению на сами Афины. И потому, удовлетворение Артемиды Брауронии фестивалями и религиозными действиями в её честь в незащищенном приграничном святилище, интерпретировалось, как гарант мира, безопасности и целостности границ.


Макет Браурония

Святилище Артемиды Брауронии существовало так же на Афинском Акрополе. Оно имело 4 портика, где женщины оставляли свои подношения.
Таким образом, Артемида Браурония единственное божество, которое чтили, одновременно на окраине в сельской местности и на самом Афинском Акрополе.


Бронзовая статуэтка Артемиды из Браурония (7 в. До н.э.) и рельеф Артемиды с оленем от туда же (6 в. до н.э.)

Первый расцвет Браурония (не самого храма, а микенской крепости, которая располагалась на этом месте) произошел еще в неолите и до конца микенского периода (3500-1500). Храм Артемиды стоит на стенах той древней крепости. После упадка микенской цивилизации аристократия перебралась а Афины, и местность была заброшена до самого классического периода, когда случился расцвет культа Брауронии (культовая деятельность фиксируется с 8 века до н.э, но большинство зданий относится к 5 в. до н.э., именно в это время происходит расцвет классического культа).

По легендам, культ Брауронии в Аттике установила её жрица Ифигения. В поэме Эврепида «Ифигения в Таврии» есть рассказ о том, как Аполлон послал Ореста в земли Тебриза (современный Иран), чтобы добыть деревянный ксоан Артемиды. Его изловили скифы, но он был опознан своей сестрой Ифигенией, которая была в тех местах жрицей. Объединив свои усилия, брат и сестра (как и Аполлон с Артемидой тоже брат и сестра) крадут статую, и под руководством Афины устанавливают святилища Артемиды в Аттике.


Рельеф из Браурония с божественным семейством: Зевс, Лето, Аполлон и Артемида (слева на право).
В правой части рельефа, стоящая поодаль Ифигения (сохранилась лишь голова)

У Лилии Кахили (1983) я читала о том, что в Брауроние на самом деле исповедовали два культа — Артемиды и Ифигении, которая была древней богиней фертильности, но с хтоническим уклоном. И посвящение одежды умерших при родах, относится к Ифигении, как богине связанной с мертвыми, а Артемида Браурония была, скорее, богиней счастливых родов, и ей давали жертву те женщины, чьи роды прошли успешно.

Мифы об Ифигении повествуют о том, что она была дочерью царя Агамемнона, который решил принести её в жертву Артемиде,  в надежде на то, что кораблям греков, отправляющимся в Трою, будет ниспослан попутный ветер. Артемида сжалилась над девушкой и заменила её на алтаре оленем. Саму Ифигению богиня доставила в Тавриду и сделала своей жрицей. Возникающая ассоциация Ифигении со смертью и жертвой, делает её более подходящей кандидатурой для получения посмертных даров от женщин, чьи роды не прошли благоприятно.


Артемида спасает Ифигению, 125 г. до н.э.

К востоку от главного храма в Брауронии располагалась еще одна святыня — естественная пещера, которая считалась гробницей Ифигении, где обнаружены различные драгоценные предметы и предметы женского повседневного обихода, вроде зеркал, расчесок, которые были принесены в дар жрице. Был у неё и алтарь, расположенный на скалистом плато.
Эта пещера и источник, бивший рядом, были тем местом изначального культа Брауронии, где он отправлялся до возведения храма.
Горный источник, болотистая местность, любые источники воды считались центром в святилищах богов, подобных Артемиде, поскольку она была необходима в обрядах. Брауроний так же выстроили в том месте, где река впадала в Эгейское море.

На самом деле мы очень мало знаем о культовых действиях, проводившихся в честь греческих богов, поскольку большая их часть была секретными. Касательно культа Брауронии очень помогли археологические раскопки.

Известно, что в честь Богини афиняне раз в 4 года проводили празднества Брауронии (или 5 лет, поскольку их называли пятикнижные). В это время процессия из девочек от 5 до 10 лет (о возрасте девочек идут споры) шла из Афинского святилища на Акрополе 38 км до храма богини в Брауронии. Их могли сопровождать и взрослые женщины, которые несли с собой фиги — символ фертильности.
Обряды, проводимые в самом храме были ежегодными, и девочки, скорее всего, жили там, поскольку при раскопках обнаружены были колоннады, состоящие из 10 комнат, в каждой из которой было 11 кроватей. Эти комнаты могли быть спальнями девочек-медведиц.

Основным ритуалом в храме была Арктея, во время которого, афинские девчушки, обряженные в медвежьи шкуры танцевали для своей богини. И в этот момент их называли арктоями-медведицами.
Миф, объясняющий этот ритуал гласит, что некогда в дар богине была отдана медведица.  Поскольку животное было ручным с ним безбоязненно играли дети, но вот однажды одна из девочек сильно чем-то рассердила животное, и оно выцарапало ей глаза. Братья девушки убили медведицу, но на Афины напал мор в виде чумы. Дельфийский оракул очень быстро связал чуму с убийством священной медведицы, прогневавшим Артемиду. И отныне для успокоения гнева богини, каждая  девочка до вступления в брак должна была «играть медведицу».
И так афиняне порешили, что отныне ни одна девушка не вступит в брак пока не отдаст долг в Брауроние, став на определенный срок медведицей. На деле девочки, которые «отбывали срок» в качестве медведицы, относились к лучшим семействам Афин, представляя собой всю общину.
Отталкиваясь от слов французского историка Пьера Видаля-Наке, говорившего о том, что «в обмен на развитие культуры, которое сопровождалось убийством  диких животных, совершаемом мужчинами, девочкам до брака (на самом деле, до полового созревания) приходилось пройти ритуал «дикости«, мне так же кажется, что изначально, со времен охотников-собирателей, танец должен был представлять ритуал успокоения души убитого медведя. Предположительно во время ритуалов в храме могли приносить в жертву медведя.
Сам танец Арктея состоял из медленных торжественных шагов, имитирующих движение медведя,  и  исполнялся на мелодию из дилоса (двойной флейты).
Кстати, я уже сталкивалась  с предположением, что «косолапый, пружинящий шаг» был основой первобытных женских танцев (Э.А.Королева, исследовательница древней хореографии).
Каждый жест танца был символичным, девочки показывали свою преданность богини, в обмен на её защиту и руководство на пути к зрелости.
К 5 веку до н.э., когда во всю гремела слава Браурония, медведей в афинской округе стало мало, и потому жертву медведем отменили, заменив на приношение быком или козлом.


Вотивный рельеф из Браурония, 4 век до н.э. На нем  в жертву Артемиде приносят козла. По таким рельефам видно на сколько важную роль играл культ Брауронии в частной жизни высшего сословия Афин. Отцы семейства возглавляют жертвенную процессию, люди они не бедные и уважаемые. Просят за своих детей, поскольку для нормального человека именно его семья главное сокровище, а не посты в управлении и горы золота. Хотя, конечно, это так же  был и показательный шаг, для «престижа».

Вотивный рельеф из Браурония, который посвятил Артемиде Ликолион со своей женой Песис. Рядом с богиней её мать Лето и брат Аполлон.
Сам Ликолион вместе с супругой подводят жертвенного быка, четверо его детей вместе с няней, стоят в левой части рельефа

Медвежьи шкуры, которые носили девочки во время Арктеи тоже заменили на накидки шафранового цвета. Согласно Схолиям к «Лисистрате» афинские девочки «не старше 10 и не младше 5«, « выступая как медведицы, одевались в шафрановое платье и совершали жертвоприношение Артемиде Брауронской и Мунихии (Мунихией была не Артемида, а фракийская Бендис, чей храм был в Пирее на холме Мунихие), именуясь «девушки». «Жертвоприношением» здесь названа служба богине в течении определенного количества лет. «Шафранный пеплос» в явном культовом контексте — вместе с «венками» — упоминается у Сапфо, которая сама была жрицей Артемиды.

Попробуем частично восстановить некоторые ритуалы в Брауронии по изображениям на сосудах, обнаруженных при раскопках. (Их называют кратериски, и они явно для культовых целей).

Здесь девочки танцуют вокруг алтаря Брауронии (500 г. до н.э.). На оборотной его стороне две взрослые женщины, которые просто стоят, держа в руках ритуальные предметы, возможно, жрицы-наставницы девочек-медведиц, наблюдают за совершением ритуального танца.

На этом сосуде изображено, как две обнаженные девочки бегут к алтарю. Эти девочки уже постарше тех, что изображены на первом кратериске. (Разница между ними видна и по прическе). Необычна их нагота. Скорее всего, перед нами эпизод, когда  «медведицы» сбрасывают «шкуры», то есть шафрановые одеяния, и становясь взрослыми, бегут к алтарю, оставляя позади целую эпоху своей жизни. В такой момент их нагота священна. И бег наперегонки к алтарю тоже имеет сакральный смысл, поскольку девочка в этот момент находится  в пограничном состоянии, а значит — очень уязвима для всего зла, что пытается завладеть ею. Алтарь богини должен обеспечить ей защиту, а сама девочка проходит первое свое испытание, состязаясь со сверстницами в беге, показывая, что достойна стать зрелой девушкой.

Алтарь из Браурония, кстати, тоже найден. На нем изображена (как не удивительно) «медведица».

Есть еще один сосуд, изображения которого  у меня нет, но я нашла описание. И хочу привести его, поскольку считаю, что это была важнейшая часть всех ритуалов. На одной стороне изображены Аполлон и Артемида. стреляющая в оленя. На другой стороне — женщина, одетая в хитон, и мужчина в маске медведя на лице в молитвенной позе. Можно предположить, что женщина — это Ифигения, а мужчина — это жрец Ифигении, изображающий медведя. То есть кратериск представляет нам главных действующих лиц всех обрядов Браурония — Артемиду, её жрицу Ифигению и медведя.

Особенностью храма Брауронии были адитоны, расположенные задних комнатах. Посвященный, прячась в них, напоминал медведя в берлоге, впадающего в спячку.

Самые же яркие находки их храма Артемиды Брауронии — это скульптурные изображения девочек, которые доносят до нас лица тех, милых «медведиц».

800px-Brauron_-_Votive_Relief3.jpg800px-Brauron_-_Votive_Relief3.jpg
Скульптурные изображения девочек из храма. Обе они держат складки своей одежды характерным способом,
словно корзину для какого-нибудь животного, у первой девочки это заяц (320 г. до н.э.), у второй птица. Артемида ведь была Владычицей Животных


Мраморный брауронский рельеф, на котором изображена девочка, 5 в. до н.э.

800px-Brauron_-_Votive_Relief3.jpg
Скульптурная головка девочки в диадеме из Браурона (Все фотографии девочек с официального сайта Брауронского музея)

Есть в Брауроне и статуи мальчиков, но археолог Пападимириу, работавший на раскопках, считает их подношениями женщин, удачно разрешившимися от бремени детками мужского пола.


Статуя мальчика с птичкой в руках

Греки разделяли стадии женского возраста на:
— Партену (деву, девочку)
— Нимфу (девушку на выданье)
— Генею (жену)
Генеей становились только после рождения первого ребенка. То есть та которая уже была замужем, но не имела пока детей так и считалась Нимфой.
Интересно, что в Брауронии я наблюдаю резкий переход от стадии Пертены к Генее, придя в храм Артемиды Партенами, девочки скидывали свои детские шафрановые одеяния, и возвращались в храм только став Генеями-матерями (Возраст в котором девушки вступали в брак — 15 лет,  возраст «медведиц» оспаривается, но явно меньше 15, скорее всего связан с наступлением менархе, первой менструации, то есть достижение половой зрелости, а не брачного возраста). Нимфам же покровительствовали другие богини.
Может быть, таким образом подчеркивалось, что для Греции наиважнейшей женской ролью была роль Матери.


Артемида Куротропос (кормящая) из Браурона, 5 в. до н.э.
Эта статуэтка подчеркивает, насколько важной богиней Артемида в жизни женщин

Лично мне писать о культах Брауронии было приятно, наверное это было очень светлое место. Все эти трогательные девочки, держащие животных на своих ручках, детские игрушки, найденные при раскопках.
Можно только представлять, что происходило в храме, где одновременно проживало около сотни маленьких резвых девчушек, и царила атмосфера женского общежития, девчонки шушукались по углам, находили подруг, ссорились. Как не пугай их грозной Артемидой под кроватью, все равно баловство не прекратишь!
Я все время представляла, как они серьезно, словно взрослые дамы, готовились к самому важному для них ритуалу, с которым детство для них заканчивалось.

Культ Артемиды Брауронии был не единственным культом богини-медведицы в Древней Греции. Очень интересно, что это животное в Греции ассоциировалось с куротрофными божествами, божествами-няньками. То ли греки подметили, как медведица заботлива по отношению к своим детям, то ли все дело в антропоморфном облике медведя, особенно когда он на задние лапы встает.
Согласно мифам, мать олимпийцев Рея искала на Крите убежище от своего мужа Кроноса, который сьедал всех новорожденных своих детей.  Две медведицы — Хелик и Киносура (согласно иным мифам это были просто нимфы) спрятали младенца Зевса в пещере на горе Ида и заботились о нем, пока он не повзрослел. В благодарность, повзрослевший громовержец поместил своих нянек на небо, как Большую и Малую Медведицу. Есть и другие варианты мифа, в котором присутствует рой пчел, коза Амалфея, собаки.
В этом догреческом мифе отразилось древнейшее предание о божественном ребенке, воспитанном медведями.
Город Киносура существовал на северо-западном побережье Крита (Акротири), и сегодня здесь можно увидеть «Медвежьи пещеры» (Акроудия). Это внушительные сталагмиты, которые напоминают собой медведя. В этой пещере обнаружены фрагменты изображений Артемиды и Аполлона, датированные классическим периодом.
Сегодня здесь почитают Богородицу Пещеры Медведя (Панагия Акроудиотисса). Согласно местной легенде, Богородица вошла в пещеру, чтобы найти тень, но столкнулась с медведем, который превратил её в камень.

В изолированной горной местности Пелопоннеса, известной, как Аркадия (от арктос — медведь), сохранилось предание, переданное нам Павсанием о том, что Зевс родился именно здесь. Он полюбил прекрасную дочь местного царя Ликаона Каллисто. Но на беду девушка была служительницей девственной богини Артемиды и не могла принять любовь мужчины. Что бы соблазнить её, Зевс принял облик Богини Охоты и разделил с ней ложе.


Бартелеми Жан-Симон, Юпитер и Каллисто

Любовь дала свои плоды, и Каллисто забеременела. Чтобы уберечь от гнева ревнивой Геры, Зевс обратил любимую в медведицу. Очень скоро её изловили волопасы и отдали царю Ликаоны, отцу девушки, где она родила мальчика Аркада. Но зло на Каллисто затаила не только Гера, но и  Артемида, за нарушенный обет девства. Уже подросшего Аркада богиня послала убить его мать медведицу. Вновь вмешался Зевс, поместив и мать и сына на небо.

Сын Аркад встречает свою мать Каллисто
(гравюра из первого тома поэмы «Метаморфозы» Овидия, Париж, 1767 г.)

Судя по тому, что эпитет Каллисто носила сама Артемида, мы имеем дело с отголосками мифа о божестве Медведице, сходного с Латоновой дочерью по функциям. Был у этого синкретизированного божества храм на холме, где по описаниям Павсания была могила Каллисто. Здесь были найдены подношения в виде искусственной груди и вульвы. То есть, Каллисто покровительствовала беременным и родившим женщинам, как и Браурония.
Здесь мы видим все то же — небесный ребенок, рожденный (воспитанный) медведицей, мотив превращения человека в зверя.
В Афинах в храме Брауронии тоже наблюдается замена медведицы человеком. Девушки, которые должны были пройти посвящение в храме, носили в древности одеяния из шкур медведя, позднее замененное на обычное, шафранового цвета. Они подражали медведице в своем танце Арктоя. На последнем этапе своей службе в храме, Медведицы сбрасывали свои одеяния, становясь Девушками, а не зверями.


Девушки медведицы из храма Брауронии танцуют в честь Артемиды,
скинув свои шафрановые одеяния.

Медвежьи черты наблюдаются у некоторых фракийских божеств, отождествляемых с Артемидой.
Скульптурная группа, изображающая кельтскую богиню охоты Артио и медведицу под деревом, второго века до н.э. тоже интересна. Её посвятила Артио женщина Лицилла Сабинелла. Исследовав внимательно, скульптуру, ученые пришли к выводу, что богиня, сидящая на троне и держащая в руках чашу с фруктами — это позднее дополнение. Изначально скульптура состояла только из медведицы под деревом.

artio-more.jpg

Очевидно, богиня, подражающая в своей позе кельтским божествам Матрес, была добавлена в период, когда у кельтских племен произошел переход от зооморфных изображений божеств к антропоморфным. То есть, когда Богиня, скинув свою звериную шкуру, стала женщиной.

У Артио прослеживается связь с греческой Артемидой, так же как и у другой богини-медведицы кельтов Андарты (корень Арт).
И в линейном письме В (язык крито-микенских надписей) есть имена «А-те-ми-то» и «А-те-ми-те» (некоторые надписи из города Пилос).

Но вера в древнюю медвежью богиню-няньку прослеживается у народов Европы и Азии с неолитических времен.

Вам тоже кажется  похожим на мифологию айнов?

по материалам https://mazayka-urza.livejournal.com/34866.html, с благодарностю, с постоянным приятным изумлением синхрннсти наших поисков)

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s