Старший и Младший порядок Огама

on

Более древний порядок букв в огаме называется бетхе-луис-ферн, а иногда («старший огам»). Он был связан с друидическим календарем, который начинался 1 ноября праздником Самхайн, когда собирали урожай и поклонялись предкам. 1 февраля отмечали «возвращение солнца» после зимней спячки. 1 мая, в день Бела, покровителя знаний, зажигали «майские огни» и молились о плодородии. И, наконец, 1 августа справляли Лугназад; в честь бога Луга проводилась ярмарка скота. Считалось, что в этот день много веков назад в Ирландии высадились Фир Болг – первая раса завоевателей страны. Можно предположить, что четыре айкме огамического алфавита – это 4 королевства ирландцев: Улад (север), Мунстер (юг), Лейнстер (восток) и Коннахт (запад), соединяющиеся в Миде (центре), где располагалась столица Тара (Темра).

Младший огам

В 400 св. Патрик принес на остров христианство, которое поначалу вобрало в себя друидическое язычество. Лишь в 12 в. ирландская церковь (кульдейство) полностью вошла в русло католичества. Несмотря на существование огама, ирландская литература возникла только в 6 в. после введения латиницы (произведение «Диалог св. Патрика с Ойсином» – старейшее). В этот период возник новый календарь и новый порядок букв – бетхе-луис-ним («младший огам»):

а – BLN – о – FSH – u – DTK – е – MGNgR– i

Этот алфавит приводится в книге «Огигии» Родерика О’Флаэтри, автора истории Ирландии от древнейших времен до 1684. Из малого огама исчезли две буквы «st/z» и «q». Характерно отсутствие в ирландском огаме буквы «п», которая появилась лишь в форфеде. В ирландском языке «p» перешла в «q», но этот звук сохранился в валлийском, корнском и бретонском языках. Сравните «четыре» по-ирландски cethir, а по-валлийски pedwar; «пять» – cóic и pump соответственно. Некоторые знаки огама могли иметь другие формы: например, буквы m, ng, g, z, r иногда писались в виде косых черт, а графемы для гласных обозначались не линиями, а точками (см. Таб.1).

Буквы для согласных младшего огама отображали 13 месяцев нового календаря друидов. Пять гласных («изгибов бытия») служили для обозначения кварталов года, причем «а» обозначала нулевую точку отсчета, которая смыкается с «и» (подобно тому как круг соединяет собой начало и конец). Этот календарь известен по песням Эмергина «Сладкий котел пяти деревьев», 4-5 вв. В уже упоминавшейся «Книге Балимот» сказано: «Откуда же взяты образы и имена, изъясняемые буквами B, L и N? Они родом от веточки и ветвей дуба: ветви подсказали мысли, которые они выразили в звуках. От ствола дерева, как от самой благородной его части, было образовано семь главных образцов – семь гласных: А, О, U, Е, I, Еа, Оi… а затем было образовано три прочих, каковые прибавили в помощь первым семи по разные стороны линии: Ui, Ia, Ае… Ветви дерева служат образцом для всех веточек и ответвлений огамических линий, каковая господствует надо всеми». Огам часто представляется как прообраз Мирового Древа (Crann bethad).

По ирландским легендам известна игра фидхел («Знание дерева»), придуманная чародеем Лугом. Центр доски означал столицу, а по сторонам находились 4 короля. Средневековый трактат «Auracept na n-Éces» содержит такую метафору: «На огам взбираются так же, как на дерево…»Фидхел — Знание Дерева

Интересно, что даже после введения латиницы буквы абецедария продолжали называться именами деревьев, только t стала именоваться aiteand (утесником), o — gilcoch (ракитник), a — leam (вязом).

В памятнике ирландской литературы. связанной с традиционным правом, «Ученые слушания» огам представлен, как иерархическая система, поделенная на три части по 8 знаков: 8 вождей-деревьев Ocht n-airigh fedha (ольха, дуб, орех, виноград, плющ, терн), 8 крестьян-деревьев Ocht n-athaigh (береза, рябина, ива, ясень, боярышник, падуб, яблоня) и обычные кусты-деревья Ocht fidlosa. Согласно ирландскому закону (Irish Brehon Law IV.147) знаки огама и соответствующие им деревья делились на четыре категории ценности, что непосредственным образом отражалось на наказании за их вырубку. Метафорические характеристики деревьев содержится в валлийской поэме «Битва деревьев» (Cad Goddeu) из «Сказания о Талиесине»:Битва деревьев – Cad Goddau

У меня было много обличий, Прежде чем появилось нынешнее…
Я был словом в книге, Я был книгой в начале.
Я был светом в лампаде…
Равнодушные барды делают вид Будто они чудовище с сотней голов
И прискорбным недовольством В глотке и на языке.
И еще одна битва внутри головы. Жаба, на лапках которой Сто когтей,
Пятнистая с капюшоном змея…
Я не предсказываю зла. Четырежды 20 колец дыма
Всем, кто унесет их с собой: И миллион ангелов
На острие моего ножа…

МИСТИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

Здесь в кавычки взяты куплеты песни Аморгена Глуингела, одной из древнейших в ирландской традиции (сага «Книга захватов Ирландии»). Перечисление семи или двенадцатикратных метафор было характерным для друидической поэзии. Сравните обороты «пята мудреца, стечение знания, где обнажается искусство, пуповина юноши, шлем поэзии» из саги «Immacalam in Da Thuarad» (Разговор двух мудрецов).

1. А ailm – серебристая ель
«Знание тайны дольмена. Поворот бытия, смерть-рождение, чрево каждого рождения»
Самое мистическое дерево, от которого произошли все остальные буквы. Ель – символ храбрости, безрассудства, долголетия и надменности. Троянский конь был сделан из ели. Греки использовали еловые ветви для прорицания. Считалось, что еловый запах избавляет от чувства вины. Кельты верили, что в этот день рождается божественное дитя, знаменующее дух плодородия. Германцы отождествляли ель с огнем. По форме этого дерева была сделана первая пагода в Непале. (Иногда А ailim – вяз, жилище лесного народа feiri).
23.12

2. B beith – береза
«Олень в кроне о семи зубцах»
Человеческое племя, изобретшее первый алфавит, произошло от береззы и ясеня. Береза – символ северных стран, тотем России, свет и чистота всякого начала. В Шотландии с березой ассоциировался покойник. Колыбели делали только из березы.
24.12.-21.01.

3. L luis – рябина
«Широкое наводнение на равнине»
Рябина  оберегала от колдовства, порчи, сглаза, злой воли, поэтому на ее древесине вырезали защитные знаки. Зернышки рябиновых ягод расположены точно крохотная пентаграмма, мощное охранительное знамение.
22.01.-18.02.

4. N nuin — ясень, пригодный для копий
«Ветер над глубокой водой»
Символ возрождения и обновления. Викинги считали ясень Мировым Древом Иггдрасиль, обителью богов, по которому проходит космическая ось. Плоды ясеня напоминают связку ключей, открывающих дверь в будущее.
19.02.-18.03.

5. О ohn – шиповник (дрок, ракитник)
«Расцвет мира, расцвет молодого на вершине холма. В дольмене солнце»
Пламя каждой инициации.
21.03.

6. F fern – ольха, пригодная для щитов
«Светлая слеза солнца»
На ольховых сваях, неподверженных гниению, построены Венеция и Ротердам. Подобно тису, ольха – «кровоточащее дерево» и рубить ее считалось грехом из-за боязни навлечь на свой дом пожар. Кельты считали ольху воплощением короля Врана («Ворона»), посетившего загробное царство. Его забальзамированная голова изрекала сильные пророчества. Зарытая в Лондоне, голова Врана хранила город от нашествий.
19.03.-15.04.

7. S saitle/sail – серебристая плакучая ива
«Ястреб на утесе»
Податливость и гармония с окружающей средой и обстоятельствами. В ирландской поэме «Песнь лесных деревьев» сказано: «Не жги иву, дерево святое у поэтов». Ива – символ несчастной любви и скорби. Она наделена чарами против луны и ведьм, способна даровать красноречие. Евреи считали это дерево символом невежества. Использовалась в рабдомантии (жезлогадании) для отыскания кладов.
16.04.-13.05.

8. H huath – боярышник – майское дерево
«Цветок справедливости»
Дерево плотской любви. Эта буква в огаме считалась ужасной, как напоминание о злой ведьме, разрушительном аспекте Трехликой богини. Сам боярышник слыл заколдованным растением и навлекал беду на тех, кто на него покусился. Чтобы задобрить дерево, к его ветвям привязывали полоски материи. Кельты считали его деревом принудительного целомудрия, ритуального полового воздержания. Боярышник – отец кельтского Олвена (аналога гоголевского Вия) с огромными ресницами, а также эмблема Гименея и Ричарда III Львиное Сердце.
14.05.-10.06.

9. U ui/un – вереск болотный
Пикты умели делать вересковый мед. Вереск воплощал в себе страсть и любовь и считался королевой каждого улья и поворотом года.
24.06.

10. D duir – дуб судьбоносный
«Бог, чья голова увенчана огненной короной»
Самое могучее дерево, посвященное громовержцу Дагде или Таранису (аналогу Тора, Перуна и Зевса), хозяину котла изобилия. В этот месяц праздновался Самхайн (день урожая). Спутники Дагды – богини войны и разрушения Мор-ригу, Бодб. На дубе распято оскопленное солнечное божество под личиной омеллы, но ему суждено возродиться (см. Рис. 3). Дуб, увитый золотой ветвью омеллы – архетип друидической религии, послуживший источником т.н. «кельтскому кресту» (круг на кресте). Из дуба сделана палица Дагды и мачта корабля аргонавтов. Под дубом творил свои чары волшебник Мерлин. С этим деревом связано происхождение человеческого рода.
11.06.-8.07.

11. Т taine – падуб остролистный, или остролист
«Копье ведущее в сражение»
Олицетворяет равновесие. Его древесина похожа на слоновую кость. Символ смерти и возрождения зимой. Противник Гевейна (из сказаний о короле Артуре), Зеленый рыцарь – ипостась остролиста и самой зимы.
9.07.-5.06.

12. C coil – орешник
«Лосось мудрости в реке»
В потустороннем мире Тир Тайрнгире у водопада Сегайс росли девять орешин, в которых был заключен дар поэзии. Падая в воду, орехи вызывали «пузыри мудрости». Раз в 7 лет эти орехи выносило в р. Войн. Сок орехов, которые поедали лососи, окрашивал их брюхо в красный цвет. Считалось, что в легендарном лососе мудрости, одноглазом Гол Эсса Руаду (которому покровительствовал сам Дагда) спрятан огонь. Сравните скандинавскую легенду о том, как Один отдал свой глаз за глоток из источника мудрости. Лосось -эмблема Фина, съевшего эту преисполненную тайн рыбу. Считалось, что в лосося превращен Финтан – последний из ирландских аборигенов.
6.08.-2.09.

14. М muinn – виноградная лоза
«Холм, с которого говорят поэты»
Вино, как опьяняющий напиток, отождествлялось с человечьей кровью еще в хеттских текстах. Связано с оргиастическим культом Диониса, растерзанного вакханками.
3.09.-30.09.

15. G gort – плющ
«Свирепый вепрь»
Ядовитый плющ, сторонящийся света – символ бессмертия и привязанности, растение Аполлона (Мак Ока).
1.10.-28.10.

16. Ng ngental – тростник, символ послушания
«Угрожающий шум прибоя»
Пустотелый тростник, считалось, скрывал огонь и музыку. В нем Прометей похищает огонь, из него Пан мастерит флейту, вселяющую необъяснимый страх. Ацтекский Тескатлипока видит через тростник скрытое. В поэзии тростник -вместилище человеческой души. Паскаль называл человека «мыслящим тростником».
29.10.-25.11.

17. R ruis – бузина (существует также неясный дрионим greif)
«Волна в океане»
Дерево великой колдовской силы, пригодное для изготовления дудок. Дерево скандинавской Фрейи. На его прутьях летали ведьмы. Символ сострадания и конца, заложенного в любом начале.
26.11-22.12.

13. Е eadha/edaz – белый тополь, или тополь осинообразный (эта буква идет вслед за C и перед M)
Возраст и дух, щит для каждого воина.
23.09.

18. I iodha/ida/iar – тис, самое долговечное дерево Европы. 
Смерть и вечность. Колесо судьбы, могила каждой смерти и ворота надежды. Дверь в запредельный мир. Символ мрачной Гекаты и скорби. Ирландцы считали, что в тисовом древе обитает ядовитый человек Фер Фи.
21-22.12.

Буквы из Старшего огама

Q quert – яблоня (иногда осина или рябина), круглый плод которой знаменует вечную жизнь.
Молодильные яблоки хранила скандинавская Идунн. Сравните также выражения «яблоко раздора», «запретный плод с дерева познания Добра и Зла». В кельтских сагах Авалон – яблоневый остров в виде стеклянной башни на Севере – олицетворяет потусторонний мир. Туда смертельно раненого Артура отнесла фея Моргана. Иногда Авалон соотносят с о. Мэн, где правит бог-рыбалов, хранитель золотой чаши Грааля Маннанан. Загробное яблоневое поле Ахад-Абла переносилось и на Аранские о-ва.

P pethbol – валийское название калины (валлийский вариант буквы Q), самый таинственный знак огама.

St/z staif/draighean – терн, зимнее дерево, карающий бич, распря.
Жезл из терна атрибут колдунов. Колючками терна протыкали восковые куклы «волоты», двойники, обреченного на смерть человека. Терновым шипом усыплена скандинавская валькирия Сигрдрива. Колючий венок из терна -корона страдающего Христа. Сравните афоризм «Через тернии к звездам».

Буквы форфеды

Ea eabhaz – осина, трепещущая от избытка жизни, говорящее дерево, олицетворяющее мудрость. Венок из осиновых листьев одевал Геракл, спускаясь в Аид. На осине повесился Иуда Предатель. Осиновым колом убивали упыря. Проклятое дерево. Крест казни Иисуса был сделан из осины.

Оi oir – бересклет.

Ui uinlean – жимолость, связанная с любовной магией. Зелье из жимолости вызвало страстную и роковую любовь Тристана к Изольде.

Io ifin – крыжовник.

Аe amancholl – колдовской орешник, знак Пина, покровителя божественной сосны.

(с) http://www.rbardalzo.narod.ru/4/ogam.html

взято тут: https://oghampractice.wordpress.com/2018/11/27/ogham-on/

Реклама

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s