Фидхел — Знание Дерева

on

Как и все древние игры фидхел относится к играм «придуманным богами»

Фидхелл (ирл. fidhcheall, fidceall, fitchneal, [ˈfɪðʲçɛlː], др.‑ирл. fithchill, «знание дерева»)

Фидхелл – старинная древнеирландская настольная игра , напоминающая шахматы. (валлийский аналог называется гвиддбуйлл). Она очень напоминает иные древние игры, такие как: древнегреческие и древнерусские тавлеи, скандинавские тавл (др.-исл. tafl) или хневатавл (др.-исл. hnefatafl), названия которых иногда можно встретить в не совсем верном написании «тафл», «хнефатафл» (эти варианты не соответствуют исландско- и древнеисландско-русской практической транскрипции).

Играют в фидхелл вдвоем на квадратной доске со стороной в нечетное количество клеток (7, 9, 11 и даже больше) фишками двух цветов (условно – черные и белые, в реальности могут встречаться самые разные сочетания цветов). Белые фишки расположены в середине поля (центральная клетка называется «трон», на ней располагается «король» белых). Есть предположение, что расположение фишек соответствует сакральному делению Ирландии: белые фишки символизируют войско ард-ри (ирл. Ard-Rí) – верховного короля, чья резиденция в Таре, а черные, расположенные вокруг, – нападающих с четырех сторон правителей исторических областей Ирландии (Ольстера, Лейнстера, Мунстра, Коннахта), которые стремятся его победить.Согласно легендам, фидхелл был одной из игр, придуманных Лугом. Устройство доски и расположение фигур на ней, насколько можно судить, являлось отсылкой на административное устройство древней Ирландии — в центре, символе Тары, располагался верховный король, по сторонам от него — четыре других короля, по краям — противники, с которыми шло сражение
I can play at Tafl, Nine skills I know, Rarely forget I the runes, I know of books and smithing,
I know how to slide on skis, Shoot and row, well enough;
Each of two arts I know, Harp-playing and speaking poetry.-Earl Rognvaldr Kali
(Могу я играть в Тафл, Девять умений ведомы мне: Редко забываю руны,Знаю книги и кузнечное дело, Искусен в езде на лыжах, В стрельбе и гребле, довольно ли этого;
Владею также двумя искусствами:Игрой на арфе и стихосложением.
— Ярл Ронгвальд Кали)
Название «фидхелл» (слово женского рода, др.-ирл. Fidchell, также встречаются варианты Fidhcheall, Fidceall, Fitchneal и Fithchill, ирл. Ficheall) образовано из двух древнеирландских слов: fid «дерево» (слово имеет и другие значения, одно из которых — «буква огама») и cíall «чувство, знание, мудрость, ум, разум». Поразительным образом валлийское название этой игры – «гвиддбуйлл» (валл. Gwyddbwyll, слово может быть как мужского, так и женского рода) – состоит из валлийских когнатов этих слов: gwŷdd «деревья» и pwyll «понимание, ум, разум, мудрость, благоразумие» (интересный факт: имя Пуйлл носит герой одноименной легенды из Мабиногион).
Возможно, причина этого сходства – древнее калькирование (т.е. «дословный перевод» с одного языка на другой), однако, как предполагает известная исследовательница валлийской литературы Рейчел Бромвич (англ. Rachel Bromwich, 1915–2010 гг.), это может свидетельствовать о чрезвычайной древности если не игры, то самого термина.

Если попробовать реконструировать протокельтскую и галльскую формы, то получится:

• Протокельт. * widukʷēslā от * widus «дерево, деревья» и * kʷēslā «разум, чувство, мудрость, интеллект».
• Галл. * uidupella от uidus «дерево» и * pella «разум, чувство, мудрость, интеллект».

Галльское слово произносится примерно как «видупелла».

В современных языках оба слова используются как название шахмат (наряду с валлийским словом sies /шес/ < англ. chess).

1. РАССТАНОВКА ФИГУР НА ДОСКЕ.
Оформление доски подскажет вам способ, которым на ней расставляются фигуры перед началом игры. На ней есть пять клеток, помеченных рисунком (РИС1). Это — «королевские клетки». Четыре такие клетки располагаются по углам доски, а пятая — в центре поля. На неё следует поставить короля белых. Эта клетка называется «трон». Остальные белые фигуры устанавливаются на клетки с рисунком, а чёрные — на клетки с рисунком.

2. ПРАВИЛА ИГРЫ
2.1 Игру всегда начинают чёрные. Все фигуры, включая короля, передвигаются одинаково. Ход подобен ходу ладьи в шахматах — по прямой, на сколь угодно большое число клеток в любом направлении. По диагонали ходить нельзя. Также запрещается «перепрыгивать» через другие фигуры.
2.2 Никакие фигуры, кроме короля белых, не могут занимать «королевские клетки». Тем не менее, белые и чёрные пешки имеют право проходить через незанятый королём «трон», если он оказывается на пути их хода.
2.2 Пешку противника можно съесть, зажав её «в вилку» между двумя своими. Король может есть фигуры противника наравне с прочими белыми. Также съеденной считается пешка, если она зажата между фигурой врага и любой из пяти «королевских клеток» ). Если фигура сама входит «в вилку» между двумя пешками неприятеля, она не считается съеденной.
2.4 Цель игры для чёрных — съесть короля белых. Короля, в отличие от обыкновенной пешки, следует окружить не с двух, а со всех четырёх сторон. При этом сторонами могут служить любые «королевские клетки», а также край игрового поля . Король также может быть съеден, будучи окруженным со всех сторон вместе с одной из своих фигур.
2.5. Белые побеждают в том случае, если королю удаётся прорваться на одну их четырёх угловых «королевских клеток».

3. НЕКОТОРЫЕ ОБЫЧАИ
Поскольку белые в этой игре имеют небольшое преимущество (вы скоро убедитесь в этом, сыграв несколько раз) принято после первой партии сыграть вторую, поменявшись фигурами. Если партёры в двух партиях имеют по одной победе, итоговый победитель определяется сравнением суммарного количества съеденных фигур врага за две сыгранные партии.
Если белому королю открывается прямой путь на одну из угловых клеток, он должен объявить об этом в слух (подобно тому, как объявляется «шах» в шахматах). Также и чёрные должны заявлять о появлении для короля белых опасности быть окруженным следующим ходом.

4. ТАКТИКА ИГРЫ
Хотя чёрные превышают численностью белых, королевские силы имеют в игре некоторое преимущество. Фигуры белых должны обеспечить прорыв своего короля к угловой клетке; также следует пытаться уничтожить наибольшее число атакующих, чтобы расчистить королю путь для бегства. Чем меньше фигур на доске, тем проще королю достигнуть своей цели. С другой стороны, многочисленные размены белым не выгодны.
Задача чёрных — не только перекрыть королю все возможные пути к отступлению, но и окружить его. Следует избегать стремления интенсивно поедать белые пешки в самом начале игры вместо того, чтобы блокировать все вероятные направления прорыва.
Герой Кухулин, среди прочего, славился умением играть в эту игру
Фидхелл часто упоминается в мифологии. Так, даже само изобретение игры приписывается богу Лугу. Однажды он играл в эту игру с королем Туата Де Дананн, и всякий раз выигрывал, применяя особый прием под названием «Кро Луга».

В скеле «Сватовство к Этайн» есть эпизод, в котором к Эохайду Айрему, королю Тары, славившемуся своим умением игры в фидхелл, приходит воин, оказавшийся Мидиром, сыном Дагды, и предлагает испытать его в игре. Доска, на которой они играли, была сделана из чистого серебра с драгоценным камнем в каждом углу, а фигуры – из золота. В качестве ставки хитрый Мидир предложил исполнение любого желания проигравшим, и, победив, он пожелал обнять саму Этайн, жену короля, и получить от нее поцелуй, поскольку Мидир уже давно любил ее. Эохайд нехотя согласился выполнить обещанное, и когда Мидир обнял Этайн, они оба превратились в белых лебедей и вылетели из дома.

В скеле «Видение Фингена» рассказывается о том, как каждую ночь перед Самайном к Фингену сыну Лухта приходила женщина из сидов по имени Ротниам. В одну из таких ночей она явилась к нему, чтобы рассказать «о явлениях чудесных и королевских дворцах, волшебном народе и разных диковинах» (здесь и далее цитирование по книге Г.К. Косикова «Предания и мифы средневековой Ирландии»). Среди множества чудес Ротниам перечислила три «величайших сокровища Ирландии», и это были:

• Боевой шлем Бриона из Племен Богини Дану. «Покрыт он чистейшим индийским пурпуром, и венчает его золотое яблоко. Размером тот шлем с голову воина, а вокруг него тянется нить из перебранных рубинов. На нем сто колечек красного очищенного золота и сто цепочек из светлой бронзы для украшения. Долгие годы был он сокрыт от Морриган в источнике Сид Круахан».
• Фидхелл Кримтана Ниа Найр, легендарного короля Ирландии. Он взял его, «когда отправился в дальний путь со слепой на левый глаз Нар и оказались они во тьме на море».
• Диадема Лоэгайре сына Лухта Ламфин, которую изготовил Лен Линфиаклах, представленный в различных преданиях как искуснейший мастер.

В скеле «Сватовство к Эмер» говорится, что «многим был славен Кухулин. Славился он мудростью, доколе не овладевал им боевой пыл, славился боевыми приемами, умением игры в буанбах и фидхелл, даром счета, пророчества и проницательности. Лишь три недостатка было у Кухулина – его молодость, неслыханная гордость своей храбростью, да то, что был он не в меру прекрасен и статен», а в скеле «Похищение быка из Куальнге» — что «красотою, сложением и видом, даром пловца и наездника, даром игры в фидхелл и брандуб, даром борьбы, поединка, сраженья, даром чудесного зрения и речи, даром совета, даром охотника, даром опустошителя и разорителя чужих земель». (цитаты по книге «Похищение быка из Куальнге» — Т. А. Михайлова, С. В. Шкунаев).

В «Похищении быка из Куальнге» также приводится рассказ о том, как Брикриу и Фергус повздорили за игрой в фидхелл, и, когда Фергус ударил Брикриу кулаком, фигурка, что была в нем зажата, пробила голову Брикриу и расколола кость. Брикриу удалось вылечить, однако вскоре он был затоптан быками.
В скеле «Похищение стад Фроэха» есть эпизод, где королева Медб (супруга Айлиля) и Фроэх, полюбивший ее дочь, что славилась по всей Ирландии и Британии, три дня и три ночи играли в фидхелл под музыку трех арфистов, матерью которых была Боанн из сидов. Фигуры в наборе были сделаны из золота и серебра, а прекрасная доска – из светлой бронзы с золотом по углам.

В христианские времена ирландцы полагали, будто игра в фидхелл была придумана во времена Троянской войны (причем считалось, что битва при Маг Туиред случилась в одно время с разрушением Трои).

В сборнике валлийских легенд «Мабиногион» есть рассказ «Сон Ронабви» (валл. Breuddwyd Rhonabwy) о том, как некто Ронабви, преследуя мятежников, уснул со своими воинами в жалкой лачуге и увидел дивный сон, в котором он попал во времена короля Артура. Артур играл со своим подданным Овайном маб Уриеном (валл. Owain mab Urien) в гвиддбуйлл (золотые фигуры на серебряной доске), причем события игры отражались на реальности: когда побеждал Овайн, его вороны нападали на слуг Артура, а когда Артур, его слуги – на воронов Овайна. В конце концов Артур раздавил золотые фигуры так, что они превратились в труху, и игра прекратилась. После этого пришло послание от саксов, в котором те просили о перемирии. Проснувшись, Ронабви с удивлением обнаружил, что проспал три дня.

ПРАВИЛА ФИДХЕЛЛА (ПРАВИЛА ГВИДДБУЙЛЛА)

Как играть в фидхелл? В точности правила игры в фидхелл (и гвиддбуйлл) нам не известны, однако существуют реконструкции. Вот одна из них:

Играют двумя наборами фишек – черными и белыми, причем одна из белых фишек отличается от остальных – это король.

Первыми ходят черные (атакующие).

Фишки могут ходить по горизонтали и по вертикали на любое количество клеток («перепрыгивать» через фишки нельзя, ни через свои, ни через чужие). По диагонали ходить нельзя. Проще говоря, фишки ходят, как шахматная ладья. В некоторых вариантах король может ходить лишь на ограниченное число клеток (на 1, 3 etc.).

Центральная клетка поля называется «трон», там в начале игры располагается король белых. Ни одна фигура, кроме короля, не может находиться на этой клетке (а в некоторых вариантах – и король после того, как покинет ее), однако, если она пустая, фишки могут через нее проходить.

Чтобы выиграть черными, нужно уничтожить короля белых. Чтобы достичь победы белыми, нужно довести короля до любой из клеток на сторонах доски (в одном варианте) или же – в одну из четырех угловых клеток (в другом варианте; в этом случае на эти клетки, как и на «трон», никакие фишки, кроме короля, заходить не могут).

Чтобы «взять» фишку противника, необходимо сделать так, чтобы она оказалась между двумя вашими фишками, которые должны располагаться справа и слева или же сверху и снизу от нее. Правила взятия короля могут отличаться: в одних случаях он берется так же, как и обычные фишки, в других –должен быть окружен черными фишками с четырех сторон. В некоторых вариантах правил фишки можно брать, если они оказываются между фишкой противника и клеткой «трона»; таким образом, короля можно взять тремя фишками (в вариантах, где король должен пробраться к углу, угловые клетки «работают» точно так же, как «трон»)

Рисунок 1. Правила взятия фишек.

 

Существует несколько вариантов первоначальной расстановки фишек. Для примера покажу некоторые для доски 7×7:

Рисунки 2, 3. Примеры начальных расстановок фишек.

 

Если Вы будете играть по этим правилам, обязательно попробуйте разные варианты и расстановки: это позволит избежать дисбаланса между сторонами.

ЗАБАВНЫЙ ФАКТ:
Один игрок в шутку сказал, что фидхелл отлично лечит гордыню и уныние: когда играешь за захватчиков, то кажется, что раз у тебя больше воинов и ты окружил «белых» со всех сторон, то тебя ждет легкая победа, а потом внезапно проигрываешь; а когда играешь за защитников, то кажется, что у тебя совсем маленькая армия и ты вот-вот проиграешь, но получается так, что побеждаешь.

Существовал даже вариант фидхелла с костями: выпавшее число означало количество клеток, на которое могут ходить фишки в текущем ходу.

ВАРИАНТЫ ИСПОЛНЕНИЯ

Доски могут быть выполнены в самых разных вариантах: простое поле из клеток одного цвета; поле из клеток, раскрашенных в шахматном порядке; поле без клеток, но с отверстиями, в которые вертикально вставляются палочки, заменяющие плоские фишки (именно так была сделана известная доска, найденная в Баллиндерри); или даже в виде красочного рисунка (например, в виде цветного изображения поля боя или карты Ирландии с четырьмя областями). Поле может быть исполнено на дереве, бумаге, картоне, камне, металле, коже, ткани и иных материалах. Можно сделать поле так, чтобы фишки располагались не внутри клеток, а на пересечениях линий, разграничивающих клетки. Существует даже вариант круглого поля, представляющего собой несколько концентрических окружностей.

Фишки могут иметь вид шашек (как простых, так и украшенных узорами), цветных кабошонов из стекла или поделочного камня, столбиков или даже фигурок воинов! Можно найти на берегу моря камешки разных цветов, нарисовать палочкой на песке поле и начать играть под шум волн. Ну а если вы в лесу, в качестве фишек можно взять, например, желуди и листья (настоящая «битва деревьев»! ).

Современные родноверы (славянские язычники) создали игру «оберег», переделав фидхелл на свой лад: центр поля превратился в поселение, верховный король – в князя, белые фишки – в его дружину, а черные – в несметные полчища врагов. «Поссорились ли они с соседями, оказались не милы, а может, просто слишком хорошо жили. Пришли враги, окружили со всех сторон, и главная их задача – поймать и убить князя. Потому что князя убили, и с остальными уже просто разобраться».

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

• Г.К. Косиков – «Предания и мифы средневековой Ирландии»,
• Т. А. Михайлова, С. В. Шкунаев – «Похищение быка из Куальнге»,
• В. В. Эрлихман – «Волшебные легенды Уэльса»,
• Томас Роллестон – «Мифы, легенды и предания кельтов,
• Английская Википедия (https://ru.wikipedia.org/),
• Русская Википедия (https://en.wikipedia.org/),
• Wiktionary (https://en.wiktionary.org/),
• Foras na Gaeilge’s New English-Irish Dictionary (https://www.focloir.ie/),
• Welsh-English / English-Welsh On-line Dictionary (http://www.geiriadur.net/)
• Xavier Delamarre – «Dictionnaire de la langue gauloise»,
• В.П. Калыгин, А.А. Королев – «Введение в кельтскую филологию».

(c) Medrawd Coediog (Валерий Лесной), 8 март 2018.
Копирование и распространение приветствуется,
но с обязательным указанием авторства.

Реклама

One Comment Добавьте свой

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s