Камни Стеннеса или Храм Луны и Круг Бродгара или Храм Солнца

on

археологи работают на Оркнейских островах

 

 

 

 

 

Ученые на одном из северных британских островов обнаружили фрагменты древнего церемониального комплекса, возраст которого, судя по всему, превышает возраст знаменитого Стоунхенджа.

Однако, как говорят специалисты, возраст – это лишь половина дела. По одной из версий, данный комплекс мог являться оригинальной моделью, по которой был построен Стоунхендж и другие подобные ему конструкции более позднего периода, найденные на юге британского архипелага.

Впервые древние фрагменты были найдены еще в 2002 году на Мысе Бродгара – самом большом из шотландских Оркнейских островов. По данным радиоуглеродного датирования, древний комплекс был построен примерно в 3200 году до н.э. и включал в себя до сотни построек внутри монументального комплекса. Для сравнения: самые ранние фрагменты Стоунхенджа были построены примерно на 200 лет позже, а первые постройки на менее известной равнине Солсбери возникли на 500 лет позже.

“Судя по всему, Оркнейские острова хранят в себе множество тайн, раскрыв которые мы сможем значительно лучше понять культуру людей эпохи неолита”, – говорит Ник Кард, директор Оркнейского Центра археологических исследований.

По его словам, сейчас уже есть довольно много доказательств того, что именно на Оркнейских островах возникла первая рифленая глиняная посуда, откуда она распространилась на юг Британии и на всю Европу. Здесь же, судя по всему, был и культурный центр людей эпохи неолита, так как именно тут найдены древнейшие каменные и деревянные ритуальные комплексы.

Кард отмечает, что во время исследований древнего комплекса они нашли останки крупного церемониального комплекса, созданного примерно в 2300 году до н.э., однако сейчас уже невозможно восстановить точные черты данного комплекса, так как в прошлом, от его использования было решено отказаться и представители эпохи неолита ликвидировали его.

Помимо построек археологи обнаружили останки около 600 крупных животных, убитых примерно в одно и то же время. Кард говорит, что впервые раскопки на месте древнего комплекса были начаты еще в 2008 году, но лишь в прошлом году удалось установить точные масштабы и очертания комплекса. Сейчас исследователи говорят, что комплекс был не менее 25 метров в длину, а его высота была около 5 метров, причем у него была изощренная внутренняя структура, где исследователи даже нашли образцы фрагментов мебели, таинственные каменные резные фигурки, а также следы красного, оранжевого и желтого красителей на стенах.

Сейчас ученые не могут точно сказать, для чего именно представители эпохи неолита применяли красящий пигмент на основе охры, но очевидно, что он выполнял какую-то декоративную функцию, например был чем-то наподобие косметики. Неподалеку от комплекса специалисты обнаружили глиняные фигурки человека. “У обнаруженных фигурок есть голова с двумя головами и подобие человеческой фигуры. Фигурки были найдены в развалинах мелких структур на Мысе Бродгара”, – говорит Кард.

На этом же острове исследователи ранее обнаружили так называемые кольца Бродгара и камни Стеннес, которые ранее были включены в Список объектов всемирного наследия ООН. Ученые говорят, что на сегодняшний день они исследовали лишь 10% территории доисторического комплекса.

Камн Стениса это один из самых древних комплексов Британии, радиоуглеродный анализ показывает дату 3100 г. до н.э.  кромлех с несколькими поставленными вертикально камнями сохранился не полностью.


Все 4 камня из комплекса Стеннес

 

От мегалитов Стеннеса осталось всего 4 камня. И исследования показали, что этот кромлех так и не был достроен, по крайней мере, 1 из 12 предполагаемых камней так и не был поставлен на место. Эллипс Стеннеса имеет диаметр 32 м, располагался на платформе 44 м. Так что ,возможн им и не успели воспользоваться в ритуальных целях.


Макет кромлеха Стеннеса. Уцелевшие камни отображаются черным цветом, пустые места с розетками серым. Сомнений не остается что камень 12 существовал и, возможно, камень 9.
У кромлеха был один вход с севера, который обращен к неолитическому поселению Барнхаус и тут спорный вопрос вход это или выход, Возможно влияние распространялось именно  в сторону поселка.
Платформу окружал ров шириной 4 м, который, как и в Эйвбери, и древнем Иерусалиме ( тм что до был задолго до иудейского поселения на том же месте)был выбит в скальной породе и так же был заполнен водой. Во рву были обнаружены кости животных. Снаружи ров был окружен земляным валом. Эту же структуру мы находим и в египетских храмах,у всех имеется стена ,ограждающая сакральное прстранство и вода  его окружающая, повторяя и повторяя первичный холм Бен-бен возникший из вод первичного океана. Такая структура подчеркивала священность земли нахолящейся внутри  очерченного пространства,автоматически приравнивая его к первичному центру земли. К месту нахожденя связи-пути  между мирами 
В центре кромлеха располагался алтарь, аналогичный тем, что находят в поселениях того же времени, расположенных неподалеку (деревня Скара-Брей), предполагают, что его переместили сюда из поселения Барнхаус. Так же были обнаружены в центре круга остатки деревянной постройки, входом в которую могли служить каменные дольменообразные сооружения, через щели которых виден курган Мейсхоу. (Символический дом мертвых?)
На территории комплекса так же обнаружены уголь, керамика и остатки кремированных человеческих костей. Тут стоит подумать о взгляде сквозь,с использванием «рамки» в данном случае это каменные дольмены и проход между ними. Такое же место было на острове Исиды,с которого только в окно в каменной стене был виден остров Осирисса,место его упокоения.Если проводить параллели то острова Филе и Биге образовывали сложный комплекс.Весь остров  Биге — был посвящен Осирису и превратился в то, что по-гречески называлось «абатон», то есть запретная территория. ( а вы думали Авалон это место упокоения короля Артура и переводится как «остров яблок»?)), естественно связи есть,мира мертвых и смволики яблок,но вначале было слово и это был «абатон»)Туда не могла ступать нога смертного.на острове и поблизости от него были запрещены и охота и рыбалка.Сон умершего бога, покоившегося под сенью Священной Рощи, не должно было тревожить. Это же правило соблюдения тишины было наложено в тот период на все святилища Осириса, например, в Мемфисе и Абидосе, которые также имели свой абатон. Но ни одно из них не достигло славы Биге.

Вблизи этого острова, посвященного умершему богу на острове Филэ находился храм Исиды, олицетворявшей мир живого. Исида, которая связывала два мира, посвятила себя служению культу своего брата-супруга. В определенные дни, почитавшиеся священными, изваяние Исиды вынимали из раки и перевозили с острова Филе на остров Биге; оно было непременным действующим лицом в торжественных церемониях возлияния у гробницы Осириса.

Сам же остров Филе согласно мифам Древнего Египта, был местом где родилась сама богиня Исида. Здесь же при правителях Нектанебе I и Нектанебе II был заложен храм, посвященный ей. Уже первые сооружения, возведенные здесь, были настолько великолепны, что знаменитый античный историк Геродот назвал построенный здесь храм «жемчужиной Египта». Его сердце – святилище Маммиси, или «Дом рождения Гора».

В 1814, вскоре после визита сэра Вальтера Скотта к камням Стенесса , происходит катастрофическое для комплекса событие. Местный фермер, раздражённый неослабным вниманием к камням, решает демонтировать их. Его действия вызвали большой общественный резонанс, который вылился не только во вмешательство властей, но и попытки сжечь его дом. Позднее фермер принёс извинения за свои действия, но не раньше, чем принёс огромный ущерб комплексу свержением одного из камней и уничтожением другого.
Примерно через тысячу лет (точную дату не установили) после построения кромлеха Стеннес, неподалеку (почти в миле) от него возводится еще более мощный неолитический хендж, который сегодня называют Кольцо Бродгара. Два сооружения соединяет узкий мыс.

Кольцо Бродгара

 

Это третий по величине каменный круг на Британских островах. В отличии от неправильного эллиптического кромлеха Стеннес, кольцо Бродгара имеет в основании правильный круг, почти 103,6 м в диаметре

Предположительно первоначально оно содержало 60 мегалитов, однако сегодня осталось только 27 камней. Тем не менее, мегалиты Бродгара короче мегалитов Стеннеса: от 2,1 м до максимальной высоты в 4,7 м.

Круг взят в кольцо рвом, так же выбитого в скальной породе, который в двух местах прерывается, образуя два входа в Круг.

Долгие годы не было понятно даже, почему, в отличие от мегалитов Стеннеса, у него не один вход, а два, и зачем от одного к другому идет тропа. Благодаря же новым раскопкам на мысе Бродгар, возникла теория, согласно которой один из проходов служил выходом, и от него тропа тянулась дальше, к находившемуся на расстоянии в полмили отсюда храмовому комплексу, связывая его и Кольцо не только географически, но и функционально.

Тед Фоссет сделал одно удивительное наблюдение на счет Кольца Бродгара – внутри него, располагалось еще два круга колец, каждое последующее, ближнее к центру, состояло из камней меньшей высоты. А в самом центре была твердая площадка для ритуалов, в центре неё был поставлен вертикальный камень.

Сегодня вокруг рва не просматривается земляной вал, что затрудняет классификацию Кольца Бродгара в качестве хенджа. Тем не менее, его к хенджам относят исходя из того ,что  вокруг гробницы Мейсхау и кромлеха Стеннес земляной вал имеется, поэтому, скорее всего вокруг Бродгара он тоже был. Тем более, как предполагают, земляной вал был важной частью ритуалов и церемоний. Более того, в 2007 году ученые обнаружили двойной земляной вал, который шел предположительно вокруг всего полуострова Стеннес, таким образом, включая в себя весь неолитический комплекс, а не только Круг Бродгара.

То есть перед нами виден целый сакральный комплекс тесно связанный между собой.

Круг Бродгара иначе называли «храмом Солнца», в противоположность «храму Луны» (Камни Стеннес).

С XVIII с мегалитами Бродгара, судя по описаниям, начинают происходить странные вещи: простоявшие более 4,5 тысяч лет камни начинают падать один за другим

Геологическая экспертиза Кольца Бродгара и камней Стеннесса подтвердила, что камни были привезены из разных каменоломен и карьеров, откуда они были взяты. Предполагают, что разные виды камней везли люди из разных общин, которые участвовали в строительстве каменного круга. Доктор Колин Ричардс из Манчестерского Университета добавляет, что могла даже существовать «конкуренция» между деревнями и общинами того времени.

По некоторым теориям, камень – это воплощение предка. И таким образом, каждая община привозила свой вид камня, составляла собственную генеалогию в камне. Генеалогию, которую можно было прочесть просто перемещаясь внутри круга.

Уже в позднее время проводился следующий обряд трехчастного венчания, связанный с этими мегалитами (привожу по «Сборник легенд» Дж.Ф.Блек 1903 г.)

Среди местных жителей долгое время существовал обычай, почти полностью забытый за последние несколько десятков лет. Вплоть до первого дня каждого нового года народ со всех концов собирался у Стейнхаузе (Стеннес) с запасами еды на 4-5 дней; все это время они танцевали и пировали в церкви.(!)

Такие встречи позволяли молодежи приглядеться друг к другу, а после них праздновали не менее 4-5 свадеб в год. А, кроме того, встречи эти давали возможность сберечь любовь друг к другу до самого дня свадьбы, потому что у влюбленных была возможность заключить священную помолвку: влюбленные в одиночестве следовали в Храм Луны (камни Стеннес), где в присутствии мужчины женщина падала на колени и молилась богу Одину , к которому следовало обращаться в таких случаях), чтобы он разрешил ей исполнить все ее обещания и обязательства. После этого они вместе шли в Храм Солнца (Кольцо Бродгара), где уже молился мужчина подобно тому, как это делала женщина. Далее они направлялись к камню (камню бога Воддена или Одина) и брали друг друга за правую руку через отверстие в камне, давая клятву постоянства и взаимной верности.


Камень Одина
Камень Одина представлял из себя вертикальный менгир с отверстием. Есть легенда, о том как «молодой человек соблазнил девушку, пообещав на ней жениться, однако бросил ее, ожидающую ребенка. Юноша предстал перед судом; старейшие были очень строги. Когда же их спросил служитель церкви о причине такой строгости, они ответили: «Ты даже не представляешь, какой ужасный это человек: он нарушил клятву перед  Одином».
После вопроса о том, что они подразумевают под «клятвой Одину», они рассказали ему о камне с круглым отверстием в Стенхаузе, и добавили, что, согласно обычаю, два человека скрепляли свои руки через отверстие в камне для свершения клятв, и только после этого обряда клятва могла была называться клятвой.»
О Клятве Одина сохранилось несколько упоминаний в исторических документах, однако наиболее интересная история связана с именем оркнейского пирата Джона Гоу. Во время посещения Стромнесса (второе по важности поселение на Оркнейских островах) Гоу влюбился в дочь местного купца. Соблюдая местные традиции, она повела Гоу к Камню Одина, где они обручились. Однако их помолвка долго не продлилась – несколько месяцев спустя Гоу был схвачен на одном из островов архипелага, а затем отправлен в Лондон, где его казнили. Убитая горем невеста отправилась в Лондон. Она верила, что прикосновение к руке мёртвого жениха освободит её от клятвы.
Кроме того, считалось, что маленький ребенок, прошедший через отверстие в камне, в старости никогда не будет страдать от паралича..(см. передачу ребенка через дупло в дубе через олкно и .д.., как способ освобождения от порчи, исценления прим .мои
И вплоть до самого разрушения камня в 19-м веке, здесь существовал обычай оставлять приношения: кусок хлеба или сыра, лоскуток или даже камешек.
Мощь камня часто комбинировалась с водами близкого источника Бигсвелл. Камень мог давать людям волшебную силу.
«Старый сказ повествует об одном фермере, который «девять лун в полночь, при полной луне, девять раз полз на коленях вокруг Одинова камня. И в девять лун полной луны он взглянул через отверстие камня и пожелал получить силу видеть Хильгаланд» Потом в сказе фермер обрел эту силу и прогнал эльфов с их магического острова, посвятив его Христианскому богу и назвав его Святой остров Eynhallow.»
Камень Одина, долгое время являвшийся местом встречи в летние сумерки для влюбленных, был разрушен в 1814 году фермером, который использовал его при строительстве коровника. Этого мужчину звали Ферри-Лоупер (прозвище, которое часто раньше давали чужеземцам с юга). А то, что он так безжалостно разрушил священный камень, вызвало возмущение у крестьян по всей округе до такой степени, что они предприняли несколько неудачных попыток поджечь его дом и его земли.
Почему же именно Один?
Один вроде бы не покровитель брачных союзов и не бог любви.Все легенды Оркнейских островов покоятся на кельтско-пиктском базисе с северным налетом. Через Оркнейские острова плавали скандинавы, часто подолгу задерживаясь и оседая здесь. Они привезли свои легенды. Здесь можно найти и загадочный народ колдунов и моряков, повелевающих морем и штормами, который называют Финфолк (от финнов) и ведьм, считающихся финнами (Оркнеи долгое время считались раем для ведьм и колдунов). Один – верховное божество скандинавов, предводительствующий Дикой охотой. В Британии его часто считали богом ведьм. На Оркнеях его имя часто переиначивали как Валлиман или Вала-ман, что соотносит его с Уилиданами, ирландским священным домом Фир Болгов, к которым относили таких персонажей, как Пак, Бука и Робин, размещаемым в Шотландию. По Мюррей Божество известное, как Робин на Оркнеях известно – Валлиман, то есть лесной Господин, другое титулование Робина и титул охотника Херне (рогатого бога Кернунноса). Соотношения связи с Одином повсюду на Оркнеях, как в названии ландшафта, так и в обычаях. Известны такие названия, как Одинсгарт, Одинесс и Оттерсвик, искажение Одинсвик
Помните я рассказывала о традиции «Ночи Гиро» на Оркнеях Ночь Гиро на Оркнейских островах, где Гиросы были связаны с шотландско-ирланской Кайлах, а само слово выводилось из германского «великанша».Старуха Кайлех-Богиня жизни и смерти
Легенды о великанах  здесь хорошо известны .
Например, все стоящие монолиты считались окаменелыми великанами или троллями. И самая известное поверье, связанное с ними, что в Новогоднюю ночь монолиты оживают и идут к воде напиться, окуная в неё голову.
Вот легенда о стоячем камне Йтинастин с острова Русей. Когда норвежцы прибыли на остров, они не сомневались в его происхождении от того и называется камень так – от Йотун – великан. В новогоднюю ночь он выходит из своей каменной темницы, идет к озеру Лох-о-Скикнесс, что в 300 ярдах, пьет воду и возвращается на место.
«В мои дни моего детства мне рассказывали, и я тоже этому верю, будто слышали, что в последнюю ночь года в двенадцати часов ночи, [Йтинастин] отправился на озеро, двумя прыжками и стал пить воду. Мне часто хотелось, чтобы в те дни у меня хватило смелости, быть там, когда Йтинастин уходил пить, чтобы увидеть, что находится под ним ».

J. Louttit — сентябрь 1916 г.

И еще, есть сказка, повествующая, что камни Бродгорского кольца – это все, что осталось от замка Главного Великана. Эта же сказка объясняет гибель неолитического поселения Скара-Брей. Давным-давно, на острове Мейнленд жили великаны-людоеды. И людям приходилось прятаться от них в землянках, но они все равно попадались, и их становилось все меньше. Вскоре жители остались только в Скара-Брей. Главный великан подался туда на поиски пищи, да и провалился в одну из подземных комнат. Люди в панике покинули поселок, но и великан не смог выбраться из-под земли.

 


Мегалитическая деревня в Скара-Брей на острове Мейленд, реконструкция (слева), интерьер с очагом в центре (справа)

 

Весь комплекс Мегалитических хенджей окружают курганы. Курган Южный Ноу, самый маленький из окружающих Кольцо, высотой в 1, 8 м и столько же шириной, сверху пустой, поскольку был разграблен в XIX веке, а кто и зачем его копал, что оттуда вытащил и куда дел — неизвестно, поскольку никаких задокументированных исследований не сохранилось. И так на каждом шагу!

А в полутора километрах расположился загадочный Мейсхау — погребальный каирн возрастом более 4500 лет, комплекс галерей и камер, являющийся самой крупной гробницей на островах. Мейсхау построен так, что солнечные лучи в день зимнего солнцестояния попадают точно в его вход, в самый короткий день года, наполняя внутренние галереи светом.


Внутренняя камера гробницы Мейсхау

 

Подобная картина наблюдается в коридорной гробнице Ньюгрейндж в Ирландии.


Уэстрейский камень с узорами в виде спиралей еще одна связь с долиной Бру-на-Бойн в Ирландии, очень похожи их узоры

 

По своей конструкции каирн Мейсхау не имеет аналога ни в Шотландии, ни где-либо еще. Предполагают, что канава вокруг него заполнялась водой, символически служа барьером между миром мертвых и миром живых.

Люди в оркнейских гробницах похоронены с собаками и орлами.


Гробница Орлов на скалистом утесе в Исбистере, в ней и в округе обнаружены 16000 человеческих, а так же 725 птичьих костей орлана-белохвоста. Последние анализы показали, что эти птицы погибли на 1000 лет позднее сооружения гробницы, что доказывает факт того, что оркнейцы пользовались погребальными сооружениями многие поколения

Исследования показали, что оркнейские мегалиты были построены с учетом некоторых особенностей. К примеру, в Мейсхове существовали специальные площадки для вокального исполнения, может под сопровождение барабанного боя, акустическая система была устроена так, что все это производило неизгладимый эффект на присутствующих, производя различные звуковые эффекты.

Здесь обнаружен такой эффект, как «Стоящие волны», который создает области высокой или низкой интенсивности.

Так же они влияли на психику самого человека, падал пульс, создавая ощущения головокружения или полета.

То же самое относится и к Кольцу Бродгара. Несмотря на то, что сохранилось только 27 из 60 монолитов, эффект эхо зафиксирован по всему кольцу. Звук, производимый на краю круга, «отражался» от камней, а звуки, производимые в центре, казалось окутывали слушателей. При использовании клавишных и барабанных инструментов, создавался эффект, будто это играли сами камни. Можно было только догадываться о том мистическом опыте, который переживали люди в Кольце Бродгара – Мире Мертвых, им могло казаться, будто с ними разговаривают их предки (или камни, от имени предков). И на самом деле, ни Кольцо Бродгора ни курган Мейсхоу не был молчаливым местом покоя. Древние оркнейцы устраивали там пляски и песни, под акомпонимент барабанной дроби, возможно, пытаясь добиться состояния транса, чтобы узреть своих умерших.

Похоже так же, что свой акустический эффект могла иметь и архитектура каменных домов Скара-Брей. Именно потому, все дома подобны друг другу.

Последние исследования выявили еще один элемент сакрального ландшафта острова Мейленда – курган Салт Ноу, расположенного к западу от Кольца Бродгара.


Курган Солт Ноу, на фоне озера Стеннес-Лох

 

Как оказалось – это не гробница, как полагали ранее, поскольку никакого центрального строения в нем не выявлено. Это просто насыпь, на подобии искусственной пирамиды – Силбери Хил в комплексе Эйвбери. Судя по всему, такие искусственные насыпи тоже играли какую-то роль в мегалитических комплекса. И Солт Ноу еще раз подчеркивает существование связи  между Оркнеями и комплексом Эйвбери 4500  лет назад.

«Раскопки на мысе Бродгара дали нам понять, что история этих зданий тесно переплетается, — поясняет Ник Кард. — Каждое из сооружений являлось звеном единой цепи, о назначении которой можно лишь догадываться. Народ, воздвигший этот комплекс, занимал совершенно иную ступень развития, чем предполагали ранее».

http://www.scotsnews.ru/2012/02/05/na-orknejjskikh-ostrovakh-najjdeny-stroeniya-starshe-stounkhendzha/#more-3094

Реклама

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s